Правительство само отрегулирует мегарегулятор - ИА Финмаркет, 26 февраля 2013

26.02.2013

ЦБ, на базе которого будет создан мегарегулятор, получит от ФСФР проблемное наследство. Эта служба просто не могла адекватно регулировать многие рынки, например, рынок пенсионных накоплений - в ее деятельность вмешивалось правительство. Теперь ЦБ получит все необходимые полномочия, а правительство оставит за собой только регулирование части обязательных видов страхования, в которых участвует бюджет.

Москва. 26 февраля. FINMARKET.RU - Правительство начало передел полномочий в связи с созданием на базе Банка России единого мегарегулятора финансового рынка.

У ЦБ не будет безраздельного контроля над всеми финансовыми организациями - часть функций правительство решило оставить за собой. При этом контроль правительства над деятельностью ЦБ будет усилен. Как рассказал "Финмаркету" источник в Минфине, после совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова 19 февраля его ведомство получило новый перечень полномочий, которые получит ЦБ, и поручение этот перечень доработать.

Алексей Тимофеев, председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР)

"Главным предметом недавнего спора были регулирование НПФ. До принятия решения о мегарегуляторе регуляторный арбитраж в отношении НПФ был самым болезненным вопросом. Уже после решения о создании мегарегулятора, в самый последний момент появились предложения - не оставить ли все примерно так, как было, с тем лишь различием, что на месте ФСФР оказался бы ЦБ. На мой взгляд, это было бы нелепо. Договоренность о передаче основных регулятивных полномочий в ЦБ проблему бы не решило.

Нас всегда беспокоило, что разделение регулирования пенсионного страхования и накопительной части пенсий было основано на разных подходах. С одной стороны пенсионные фонды - это скорее социальные институты, являющиеся по существу агентами государства, обеспечивающие выполнение государственных обязательств перед пенсионерами.

Второй подход - в отношении к НПФ как к институтам финансовым. Усидеть на двух стульях невозможно, подобный регуляторный арбитраж парализовал развитие индустрии НПФ и как социальных, и как финансовых институтов. Объединение регулирования в одних руках, в руках ЦБ, - это решение в пользу второго подхода, НПФ признаются финансовыми институтами.

В настоящее время идет обсуждение нескольких вопросов относительно развития саморегулирования на финансовом рынке: годится ли одна модель саморегулирования для разных отраслей финансового рынка, обсуждается, возможно ли в рамках такой модели отразить специфику разных сегментов. Речь идет о регулятивной специфике, которая кстати сложилась из-за отсутствия единого регулятора. Второй обсуждаемый вопрос - какие именно полномочия могут быть переданы в саморегулируемые организации.

По ключевым вопросам модели саморегулирования мы уже близки к согласию: членство в саморегулируемых организациях для финансовых организаций, кроме кредитных, должно быть обязательным, сами СРО должны приобретать статус по решению регулятора, а их стандарты должны согласовываться с регулятором - ЦБ. Понятно также и то, что саморегулируемых организаций в одной отрасли может быть несколько, но их не должно быть много. Мы считаем, что каждая СРО должна объединять не менее 30% финансовых организаций, имеющих один вид лицензии.

Такая модель в целом годится для всех сегментов финансового рынка. Проблема, связанная с тем, что одни и те же организации должны быть членами разных СРО, уже ограничивается правилами совмещения деятельности на финансовом рынке (например, банки не могут заниматься страхованием или управлением ПИФами), и может быть учтена в законодательстве".

Финмаркет