Глава НАУФОР: "Государство всерьез пригласило население на фондовый рынок" - интервью Алексея Тимофеева агентству "Интерфакс", 26 февраля 2014

26.02.2014

Москва. 26 февраля. INTERFAX.RU - В прошлом году был принят закон о налоговых стимулах для инвестиций граждан в российские ценные бумаги. Этот документ выравнивает налогообложение банковских депозитов, инвестиций в недвижимость и инвестиций на фондовом рынке. Первая часть налоговых стимулов уже вступила в силу: граждане, купившие с Нового года ценные бумаги, смогут продать их через три года, не заплатив налог на доходы. Вторая часть налоговых стимулов вступит в силу с начала 2015 года. О революционности новых правил игры для российских граждан в интервью агентству "Интерфакс" рассказал инициатор поправок, председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев.

- Закон о налоговых инвестиционных стимулах был принят в конце прошлого года. Когда граждане смогут ими воспользоваться?

- Этот закон может стать революционным для фондового рынка. НАУФОР предложила соответствующие налоговые стимулы еще в 2008 году, но лишь поддержка рабочей группы по созданию МФЦ, а затем президентской администрации, правительства и Минфина сделали возможным превратить предложения в закон. Здесь две темы. Первая — льготы для долгосрочных инвесторов, они уже вступили в силу. Если вы сегодня приобретаете ценные бумаги, торгуемые на организованном рынке, или паи открытых паевых инвестиционных фондов, то, продав их через три года, сможете избежать подоходного налога на разницу. Вторая тема — индивидуальные инвестиционные счета. Возможность их открыть появится с 1 января 2015 года. Финансовая индустрия пока только "переваривает" эти изменения, только готовится предложить своим клиентам новые продукты, а в случае с инвестиционными счетами ждет принятия нормативных актов, необходимых для того, чтобы они заработали.

- Вы считаете, что эти новшества в конце концов помогут привлечь на фондовый рынок внутреннего неспекулятивного инвестора?

- До настоящего времени мы не могли рассчитывать на масштабные инвестиции граждан на фондовом рынке, а теперь можем. До настоящего времени у граждан не было реальной альтернативы банковским депозитам, в которых нет рисков, а проценты по депозитам освобождены от налога. Если у вас были значительные средства, вы должны были предпочесть инвестиции в недвижимость, где, кстати, тоже отличные налоги. Не странно, что на рынок ценных бумаг выходили только наиболее рисковые граждане. На конец 2013 года в стране было всего 840 тысяч клиентов брокеров и управляющих плюс около миллиона пайщиков паевых инвестиционных фондов. Действительно, инвестиции в ценные бумаги более рискованные, для них нужно было предложить убедительные налоговые стимулы, для того чтобы заинтересовать граждан. В конце прошлого года нам удалось это сделать — приняв налоговые поправки, государство всерьез пригласило население на фондовый рынок.

Средний класс получил доступ к более разнообразным с точки зрения риска и дохода финансовым продуктам. Рынок получит дополнительные ресурсы, снизит свою зависимость от иностранных инвесторов, российские компании смогут удовлетворить спрос на капитал на внутреннем рынке.

- Какие именно налоговые преференции могут получить граждане?

- Если речь идет о долгосрочных инвестициях, то, купив ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке, или, что, я считаю, будет еще более востребовано, паи открытых ПИФов, и, продав их через 3 года, вы не уплатите налог на доход. Есть ограничение этой льготы — 3 млн рублей за каждый год владения, по нашем оценкам, это достаточная сумма для среднего класса. Если исходить из 10% дохода — это доход на портфель в 30 млн рублей. Добавьте, что такой льготой смогут воспользоваться несколько членов семьи. Работает это ограничение так: 3 млн рублей в год значит 9 млн рублей по истечении трех первых лет владения ценными бумагами и на 3 млн рублей больше с каждым следующим годом, стало быть, 12 млн рублей через 4 года, 15 — через пять и так далее. Это уже работает, пользуйтесь! Покупайте ценные бумаги, если вы не намерены трогать их в течение более 3 лет.

Если речь идет об индивидуальных инвестиционных счетах, которые можно будет открывать с 2015 года, то они адресованы тем, кто хочет сохранить право совершать операции со своими ценными бумагами. Каждый гражданин сможет открыть такой счет и вносить на него до 400 тысяч рублей в год. Как и по всякому другому счету брокера и управляющего, на инвестиционном можно совершать операции, но налог придется уплатить только при закрытии счета, по итогам операций за весь период, да и то только в том случае, если вы получали льготу на взнос. Вот с этим придется определиться заранее — будете ли вы пользоваться льготой на взнос, то есть ежегодно возвращать 13% с внесенной суммы, или предпочтете избавить от налога все средства, возвращаемые при закрытии счета.

Я думаю, многие предпочтут первый вариант, хотя он и связан с определенными неудобствами — ежегодно придется заполнять декларацию и ждать возврата своего налога из бюджета. Тем не менее получить назад около 50 тысяч рублей в год со взноса в 400 тысяч рублей и использовать их для следующего взноса или поместить их на депозит — наиболее понятная схема, по сути, гарантирующая 13% годовых на сумму инвестиции. Если вы консервативный инвестор и не хотите нести риски, сильно отличающиеся от депозита, почему бы вам не приобрести на этот счет ОФЗ? Вы добавите к 13% годовых доход по ОФЗ.

Здесь тоже есть ограничения. Первое — я уже об этом говорил - ограничен размер ежегодного взноса: 400 тысяч рублей максимум. Средний брокерский счет граждан на сегодняшний день составляет порядка 400 тысяч рублей, а закон позволил вносить такую сумму на счет ежегодно. Второе — индивидуальный инвестиционный счет у каждого может быть только один, но в семье может быть несколько счетов. Третье — закрыть счет, если рассчитываете на льготу, вы сможете только через три года, но закон позволяет поменять брокера и управляющего без перерыва этого срока. Четвертое — ограничение операции по счету. Как широко можно использовать индивидуальные инвестиционные счета, мы пока не знаем, это зависит от Банка России, который может ввести некоторые ограничения.

- Не исключаете, что как раз эти ограничения и смогут сделать инвестсчета неинтересными для инвестиций?

- По закону Банк России может установить требования по операциям на инвестиционном счете, например, какие ценные бумаги могут приобретаться за счет средств на этом счете. Мы считаем, что ограничения должны быть минимальными, чтобы сохранить привлекательность счетов, нужно, чтобы инвестиционные счета как можно меньше отличались от обычных брокерских счетов и счетов доверительного управления. Есть, однако, ограничения, которые были бы логичны: раз закон ограничивает сумму взноса, значит, и сумма маржин-колла в случае совершения непокрытой сделки по инвестиционному счету тоже не может выходить за пределы этой суммы.

- Как дела обстоят с законопроектом о саморегулировании на финансовом рынке, следует ли ждать его принятия Госдумой в весеннюю сессию?

- Да, были намерения принять его в весеннюю сессию, но я полагаю, что его принятие в конце года является более реалистичным. В настоящее время есть разногласия между ведомствами — замечания к проекту, предложенному ЦБ и Минфином, представили Минэкономразвития и ФАС. Эти замечания, на мой взгляд, не принципиальны, однако, возможно, их придется обсуждать в правительстве. Что касается мнения НАУФОР, то мы считаем, что проект, какой он есть, готов для принятия в первом чтении.

- Если законопроект о СРО будет принят в этом году, то он вступит в силу в начале следующего года. Согласно законопроекту, вы должны разработать обязательные (базовые) стандарты и утвердить их с другими СРО. Вы уже начали разработку этих стандартов?

- Законопроект предполагает согласование всех базовых стандартов между СРО, которые объединяют участников каждого сегмента финансового рынка, и с ЦБ. Если этот требование сохранится, то, например, стандарты защиты прав потребителей, перед тем как мы пойдем в ЦБ за их согласованием, должны быть согласованы нами с Национальной фондовой ассоциацией (НФА) и Национальной лигой управляющих (НЛУ). Разумеется, мы это сделаем после принятия закона. В настоящее время у нас есть другой повод для работы над стандартами — планируемые ЦБ изменения требований к капиталу профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Дело в том, что недавно ЦБ опубликовал проект указаний, предусматривающий дифференциацию требований к собственным средствам профучастников. В целом этот проект отражает наши предложения. Однако помимо предложенной нами дифференциации капитала в зависимости от круга операций ЦБ предложил дифференциацию в зависимости от членства в СРО: некоторые участники рынка будут подчиняться более низким требованиям к собственному капиталу, если они являются членами СРО, у которой есть определенные стандарты. В проекте такие стандарты перечислены. Вот их разработкой мы и занимаемся.

- Они совпадают с базовыми стандартами, упомянутыми в законопроекте?

- И да, и нет. Пересекаются. Проект новых требований к собственным средствам сейчас обсуждается в Банке России, мы надеемся, что до середины года он будет принят. После этого мы сможем представить в ЦБ на согласование стандарты, которые там упомянуты. На этом этапе ЦБ не требует их согласования с другими СРО, но мы намерены это сделать.

- Дифференцированный подход к собственным средствам профучастников обсуждался еще с экс-главой ФСФР Владимиром Миловидовым. Велик ли сейчас шанс, что такие требования будут приняты?

- Я полагаю, что да. ЦБ демонстрирует готовность следовать современным регулятивным подходам. Мне кажется, что в настоящее время мы следуем одной с Банком России идеологии, предполагающей, что небанковская финансовая индустрия должна включать в себя компании разного масштаба, в том числе мелкие. Этой идеологии в ЦБ предстоит пройти испытание на прочность. Однако, что касается ее ключевого элемента — дифференциации требований к капиталу, то это было предметом недавнего обсуждения ЦБ и рынка и закреплено в качестве одного из KPI Банка России. Кроме того, и мы, и ЦБ не можем игнорировать тот факт, что с начала следующего года Московская биржа повысит требования к капиталу клиринговых членов. Если при этом не снизить регулятивные требования для торговых членов, не являющихся клиринговыми, то мы в ближайшее после этого время потеряем еще порядка 30% индустрии посредников.

- На принятие каких еще законопроектов вы рассчитываете в этом году?

- Я надеюсь на принятие поправок в закон о рынке ценных бумаг по введению нового вида деятельности — деятельности инвестиционных советников - и на поправки, связанные с доверительным управлением.

- А что с доверительным управлением?

- Мы сейчас обсуждаем, как широко коснуться этой темы. НАУФОР хочет внести некоторые поправки, связанные с профессиональной деятельностью управляющих на рынке ценных бумаг. Мы не думаем о существенных изменениях института доверительного управления, что могло бы потребовать поправок в Гражданский кодекс, но, возможно, этого не избежать, поскольку некоторые проблемы носят общий характер.

Что точно нужно поправить в законе о рынке ценных бумаг — так это расширить круг инструментов, с которыми управляющие могут работать, точнее, расширить сферу регулирования закона на управление другими инструментами - на валюту, товары, драгоценные металлы и так далее.

Кроме того, было бы полезно урегулировать возможность создания небольших пулов активов под управлением - что-то похожее на то, что прежде называлось ОФБУ (общие фонды банковского управления). При этом эти пулы нужно четко отграничить от паевых инвестиционных фондов: видимо, придется вводить ограничение на количество инвесторов и на минимальную сумму взноса. Например, не более 50 сособственников и не менее 500 тыс. рублей с каждого.

Также есть вопросы, связанные с получением вознаграждения управляющих, которые можно урегулировать только на уровне закона. Например, нужно допустить возможность взимать вознаграждение не только с дохода, как это сейчас предусмотрено Гражданским кодексом, но и за счет активов доверительного управления, если это предусмотрено в договоре с клиентом.

Для нас желательно, чтобы эти изменения шли одновременно с появлением института инвестиционных советников.

- Инвестиционные советники обсуждаются уже значительное время. Разве в нашем законодательстве уже не был введен подобный институт?

- Есть понятие финансовых консультантов. В свое время стандарты эмиссии требовали подписывать у них проспект эмиссии. Таким образом, финансовый консультант — это тот, кто помогает эмитентам составить проспект. Мы говорим о других советниках, о тех, кто помогает принимать инвестиционные решения — именно этот вид деятельности регулируется во всем мире. В начале февраля мы направили наши предложения в Банк России.

- Как к этому относится Банк России?

О деталях судить рано, однако я считаю ЦБ одним из инициаторов разработки концепции инвестиционных советников. В свое время Сергей Швецов заявлял о намерении принять соответствующий закон в весеннюю сессию. Это было бы отлично.

- ЦБ готовит предложения по новому плану счетов для профучастников рынка ценных бумаг. Вы принимаете в этом участие?

- Мы знаем об этой работе. Мы полагаем, что ЦБ подключит нас к ней, после того как сам определится с основными походами. Мы же, в свою очередь, готовим предложения ЦБ по внутреннему учету, думаю, в начале марта мы передадим материалы в ЦБ. Эта работа также включает в себя предложения по ведению учета индивидуальных инвестиционных счетов.

- В прошлом году в первом чтении был принят законопроект о регулировании форекс-компаний. Как вы считаете, как скоро мы его сможем увидеть в виде закона?

- Думаю, он может быть принят Госдумой уже в весеннюю сессию. Работа над ним идет активная. Похоже, что закон введет отдельный вид лицензии и будет содержать требования к деятельности форекс-дилеров, которых не было в версии, принятой в первом чтении. Предстоит соотнести требования этого проекта с проектом закона "О саморегулируемых организациях на финансовом рынке", о котором мы говорили ранее.

- Давно не слышно об идее создания компенсационных фондов. Как с ними обстоят дела?

- Это тоже одна из наших старых тем. Я думаю, что в ближайшее время мы вновь заговорим о компенсационном фонде для клиентов брокеров. А главным мотивом возобновления работы над ним будут налоговые поправки и оживление активности населения на фондовом рынке. Уже в ближайшее время нам нужно будет предложить гражданам защиту компенсационного фонда. Хотелось бы рассчитывать на принятие законопроекта о компенсационном фонде в этом году, по крайней мере в первом чтении.



Интерфакс