Интервью председателя правления НАУФОР Алексея Тимофеева агентству “Интерфакс-АФИ”
27.01.2006
19 октября 2005 года, 12:40
Мы будем прилагать силы для развития
бизнеса членов НАУФОР - глава ассоциации
Алексей Тимофеев
Совет директоров Национальной
ассоциации участников фондового рынка
(НАУФОР) 11 октября избрал
председателем
правления НАУФОР Алексея Тимофеева, который
работал в Центре развития фондового рынка.
Новый глава ассоциации должен наладить
более тесное сотрудничество с регулятором
- Федеральной службой по финансовым рынкам
(ФСФР), а также поднять статус ассоциации
и увеличить ее возможности именно в сфере
саморегулирования. Об оценке текущей ситуации
в НАУФОР и своих планах по развитию работы
саморегулируемой организации (СРО) Алексей
Тимофеев рассказал специальному корреспонденту
агентства "Интерфакс-АФИ" Ивану Аношину.
- Каково, на ваш взгляд,
сейчас состояние дел в НАУФОР?
- Было бы неправильно
говорить, что я уже полностью разобрался
в ситуации. Полагаю, я смогу это сделать
в ближайшее время. Для меня всегда были
очевидны сильные стороны НАУФОР - это СРО
со сложившейся организационной структурой,
обладающая развитой региональной сетью,
реализующая проекты, которые придают экономический
смысл участию в ней. Все эти достоинства
НАУФОР будут сохранены и усилены. Надеюсь,
организация обретет и новые достоинства.
- Сейчас вы сказали о
достоинствах. А что можно сказать о недостатках?
- Недостатком НАУФОР
как саморегулируемой организации может
считаться то, что она лишь в небольшой степени
может считаться СРО. Но это беда почти всех
саморегулируемых организаций. Им не достает
элемента регулирования - системы требований
к деятельности членов и эффективного надзора
за их соблюдением, то есть не достает того,
что как раз и делает СРО саморегулируемой
организацией.
- Можно ли ожидать, что
для этого будут усилены надзорный и юридический
блоки аппарата НАУФОР?
- Я думаю, что эти направления
деятельности получат развитие. Все это
является основанием для усиления НАУФОР
как саморегулируемой организации и, в свою
очередь, основанием для перераспределения
полномочий по регулированию деятельности
профучастников в пользу СРО. Однако это
длительный и деликатный процесс, требующий
много времени и больших усилий.
Одновременно будет
развиваться нормотворческая деятельность
НАУФОР. НАУФОР, я надеюсь, окажется ближе
к законодательным процессам и нормотворчеству
регулятора на финансовом рынке, чем прежде.
- Можно ли ожидать, что
требования НАУФОР могут быть более жесткими,
чем требования ФСФР к профучастникам?
- Где-то - да, где-то -
нет. Понятно, что регулирование, которое
осуществляется СРО, имеет некоторые особенности
по сравнению с государственным регулированием.
Оно боле гибко, более оперативно, более
адекватно постоянно меняющейся на финансовом
рынке ситуации, зачастую более квалифицированное.
Особенности характерны и надзору, осуществляемому
СРО. Надзор, который будет осуществляться
НАУФОР, будет нести в себе дружественные
элементы - помощь в исправлении ситуации.
Все это в конечном итоге должно отразиться
на репутации членов НАУФОР - такое членство
должно быть значимым для их клиентов и
других профучастников.
- А вы не боитесь, что
усиление надзорных функций НАУФОР приведет
к уменьшению членов СРО? А ведь это сокращение
объемов взносов, то есть средств к существованию
организации.
- Я думаю, что одновременно
мы будем реализовывать другие проекты,
которые усилят экономическую заинтересованность
в членстве в НАУФОР. Мы будем прилагать
силы для развития бизнеса членов НАУФОР,
чтобы у них была заинтересованность в членстве
как в условии успешного развития бизнеса.
Компаниям будут предоставляться возможности,
которых они будут лишены или будут вынуждены
платить гораздо больше, не будучи членами
НАУФОР.
- Если вернуться к внутренним
делам, можно ли ожидать изменения структуры
аппарата в связи с развитием некоторых
направлений?
- С этим предстоит определиться,
окончательного решения еще не принято.
Внутренняя структура организации подчиняется
ее задачам, и надо выяснить, насколько существующая
структура годится для тех задач, о которых
я говорил.
- Каким еще образом вы
планируете повышать статус организации?
- Статус СРО в первую
очередь зависит от того, какую роль она
играет в процессе регулирования и надзора.
Для того, что бы понять, что развитие регулирования
и надзора со стороны СРО актуально, скажу,
что усиление пруденциального надзора является
одной из ближайших задач ФСФР. То, что ФСФР
в ближайшей перспективе будет принимать
меры по усилению надзора, отчасти является
реакцией на отсутствие эффективного саморегулирования.
С учетом этого, сейчас чрезвычайно важно
определиться с местом СРО в осуществлении
надзора на финансовом рынке, и СРО имеют
все шансы взять на себя часть этого надзора.
В противном случае профучастники столкнутся
с тем, что регулирование и надзор будут
осуществляться исключительно госрегулятором,
с характерными для государственного регулирования
особенностями.
Неправильно было бы
говорить, что мы хотим передачи государственных
надзорных полномочий. Правовые основания
для надзора у СРО не меньшие, чем у государственного
регулятора. Надзорные полномочия будут
осуществляться как саморегулируемыми
организациями, так и ФСФР, а пределы осуществления
этих полномочий одними и другими будут
определяться активностью саморегулируемых
организаций и доверием государственного
регулятора.
- Но надзор должен, как
правило, сопровождаться какими-то карательными
мерами, например, лишением или приостановкой
лицензии. В данном случае, если надзорные
функции будут частично переведены в НАУФОР,
как вы будете поступать - по каждому случаю
писать регулятору письмо, чтобы он принимал
какие-то меры? Вы думаете, это будет эффективно?
- Я думаю, что это будет
эффективно.
- Вопрос аттестации
специалистов также планируется передать
от ФСФР в ведение специализированных организаций.
Как вы относитесь к этому?
- Я думаю, что наилучшие
перспективы по передаче полномочий от
ФСФР СРО именно у аттестации. Законопроект,
предусматривающий передачу функции по
аттестации аккредитованным организациям,
уже внесен в Государственную думу.
- Как вы относитесь к
предложению о возможном возрождении обязательного
членства в СРО?
- Я думаю, что это возможный
путь повышения качества регулирования
и надзора на финансовом рынке.
- Представители ФСФР
говорили, что готовы передавать ряд своих
полномочий саморегулируемым организациям,
но если передавать их сейчас, то непонятно,
как регулировать компании, не входящие
ни в одну СРО. При этом если восстановить
обязательность членства в какой-либо СРО,
такое решение снимает данную проблему,
говорят представители ФСФР. Как вы считаете,
в этом есть определенный резон?
- Я думаю, что в этом
есть резон. Это очень похоже на американскую
модель. Там есть обязательное членство
в СРО. Это возможная и работающая модель
одного из самых эффективных финансовых
рынков в мире.
- Вы раньше говорили,
что может встать вопрос о количестве СРО.
В стратегии развития финансового рынка,
во второй ее редакции, говорилось о целесообразности
консолидации СРО. Каково ваше мнение по
этому вопросу?
- Я думаю, что это возможно,
но, естественно, это должно зависеть от
желания участников рынка.
- И как вы сейчас оцениваете,
есть ли такое желание у профучастников?
- Все это выяснится через
какое-то время. Я говорил о НАУФОР как о
саморегулируемой организации в полном
смысле, эту модель еще предстоит проверить,
и по существу процессы консолидации будут
в какой-то степени зависеть от оценки правильности
этой модели. Если профучастники рынка сочтут
модель верным направлением движения, это
может оказать влияние и на решение о том,
сколько СРО должно остаться на рынке.
- Ранее в НАУФОР проводилась
работа по популяризации рынка, по привлечению
инвесторов и эмитентов на фондовый рынок.
Вы будете в дальнейшем проводить такую
работу, работать с регионами?
- Да, обязательно, я думаю,
что будут тренинги, образовательные программы.
Мы придаем этому большое значение и по
возможности будем в дальнейшем развивать.
- Как вы считаете, может
ли в дальнейшем членство в НАУФОР давать
членам организации возможность использовать
более широкий спектр операций, чем компаниям,
не входящим в НАУФОР?
- Речь не должна идти
именно о НАУФОР или какой-то другой конкретной
СРО. Но не исключено, что если профучастник
будет являться членом СРО, то ему должен
быть позволен определенный круг операций,
которые в противном случае ему не будут
позволяться, на основании того, что он подчиняется
дополнительному регулированию и надзору
по сравнению с остальными. Такой подход
кажется логичным.
- Как вы относитесь к
введению понятия "квалифицированный
инвестор", о котором неоднократно говорили
в НАУФОР?
- Определение понятия
"квалифицированный инвестор" - сложная
юридическая задача, с которой пока никто
не справился, но которая должна быть обязательно
решена. Безусловно, институт квалифицированных
инвесторов должен быть закреплен в законодательстве,
что обеспечит большую гибкость в работе
рынка, в том числе в установлении всякого
рода условий эмиссии ценных бумаг, в привлечении
средств населения. Безусловно, это должно
быть сделано, мы уже движемся в этом направлении
и сейчас делаем первый шаг.
- Известно, что Центр
развития фондового рынка, где вы работали,
и ФСФР находятся в достаточно близких отношениях.
В связи с этим высказывались опасения,
что Вы будете постоянно поддерживать позицию
ФСФР и не будете в достаточной степени
отражать интересы профессиональных участников.
Что можно сказать в ответ на это?
- Я думаю, что такого
рода опасения не имели оснований. У саморегулирования
есть своя специфика, своя роль. Работа СРО
движется интересами членов организации
- профучастников рынка. И было бы нелепо
рассчитывать только на поддержку ФСФР,
игнорируя интересы членов НАУФОР. Я прекрасно
вижу различия в работе советника ФСФР и
руководителя НАУФОР и намерен действовать
в строгом соответствии с той ролью, которая
предназначена СРО.
Что же касается взаимодействия
СРО и госрегулятора - это объективная необходимость
любой СРО, поскольку эффективность ее деятельности
целиком определяется степенью ее взаимодействия
с регулятором, доверием к ней со стороны
регулятора.
Стоит заметить, что
все финансовые рынки в мире знают госрегулировение,
но многие из них не знают саморегулирования.
Само допущение или недопущение саморегулирования
зависит от государства. Поэтому та роль,
которую займет СРО, зависит как от нее и
ее способностей эффективно взаимодействовать
с регулятором, так и от регулятора, видящего
смысл в таком взаимодействии. Вообще же,
поиск баланса между интересами членов
СРО и интересами государства в регулировании
рынка тонкое дело, а его нарушение ведет
к гибели саморегулируемой организации.