ФСФР и Минфин решили по отдельности проработать вопрос регулирования форекс-компаний - Интерфакс, 12 сентября 2012

13.09.2012

Москва. 12 сентября. ИНТЕРФАКС-АФИ - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) планирует в среду подвести итоги конкурса на право выполнения научно-исследовательской работы по теме: "Разработка рекомендаций по распространению госнадзора на рынок услуг форекс-брокеров и иные нерегулируемые в настоящее время сектора небанковского финансового рынка", говорится в сообщении, размещенном на сайте госзаказа.

Согласно сообщению, всего в конкурсе приняли участие две организации - фонд "Институт экономической политики имени Е.Т.Гайдара", который оценил свою работу в 2,85 млн рублей, и саморегулируемая организация (СРО) "Некоммерческое партнерство "Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий" (ЦРФИН), который выставил цену за работу в размере 1 рубль. Оба претендента были допущены к конкурсу.

Как сообщили агентству "Интерфакс-АФИ" два источника на финансовом рынке, победителем в этом конкурсе стал ЦРФИН.

ЦРФИН создан крупнейшими форекс-брокерами, такими как Forex Club, Alpari и Teletrade. Организация создана в 2011 году после того, как представители финансовых ведомств начали активно говорить о необходимости регулирования форекс-компаний.

МИНФИН УЖЕ РАЗРАБОТАЛ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Помимо ФСФР работу по регулированию форекс-рынка также проводит Минфин. Замминистра финансов Алексей Саватюгин 6 сентября заявил, что министерство подготовило предложения по регулированию форекс-рынка.

"Мы подготовили предложение, оно сводится, грубо говоря, к тому, что мы предлагаем дополнительную лицензию специально для участников рынка форекс, близкую к дилерской лицензии профучастников рынка ценных бумаг, с требованием к минимальному капиталу, к раскрытию информации, со всем тем набором требований, которые предъявляются к профучастникам рынка ценных бумаг, с соответствующей финансовой отчетностью", - заявил он.

При этом, его словам, других предложений по регулированию рынка форекс сейчас нет. "Альтернатив нет", - сказал он.

Как сообщили агентству несколько источников на финансовом рынке, законопроект Минфина по регулирования форекс-рынка был подготовлен на основе предложений ЦРФИН.

Законопроект Минфина вносит изменения в законы "О рынке ценных бумаг", "Об организованных торгах" и "О клиринге и клиринговой деятельности". Этим документом (агентству "Интерфакс-АФИ" удалось ознакомиться) в закон "О рынке ценных бумаг" вводится новая статья "Дилерская деятельность на внебиржевом рынке форекс". Таким образом, все форекс-компании будут вынуждены получать эту лицензию, в том числе те компании, которые уже обладают дилерской лицензией.

На сегодняшний день участниками розничного рынка форекс также являются профессиональные участники рынка ценных бумаг и банки, такие как "Финам", БКС, "Алор", ВТБ 24, Альфа-банк.

Кроме того, законопроектом предлагается установить, что СРО, членами которой являются форекс-дилеры, признается СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг.

На сегодняшний день СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг признаются только те организаций, которые аккредитованы в таком качестве при ФСФР. Такими организациями, например, являются Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и Национальная фондовая ассоциация (НФА).

ВАРИАНТ НАУФОР

НАУФОР в среду опубликовала на своем сайте свою "Концепцию регулирования розничного рынка форекс в России". Как сообщил агентствау "Интерфакс-АФИ" глава ассоциации Алексей Тимофеев, этот материал будет отправлен в ФСФР и, возможно, в Минфин.

Ассоциация в концепции выдвигает 13 предложений по регулированию рынке форекс. "Наши предложения отличаются от предложения Минфина двумя вещами", - сказал А.Тимофеев.

По его словам, НАУФОР предлагаем не вводить новую лицензию для форекс-брокеров, а распространить на них действующую дилерскую лицензию. Кроме того, считает он, саморегулируемая организация форекс-брокеров все таки должна получить у ФСФР аккредитацию в качестве СРО профучастников.

Согласно концепции, форекс-компании, получив дилерскую лицензию, должны будут соответствовать требованиям ФСФР о размере собственных средств (35 млн рублей). Кроме того, на форекс-компании должны накладываться дополнительные ограничения в отношении рекламы и раскрытия информации клиентам о рисках.

Также, считают эксперты НАУФОР, требует проработки вопрос об ограничении "кредитных плечей", размер который на сегодняшний день у форекс-компании доходит до 1 к 500. К примеру, размер предельного "кредитного плеча" на фондовом рынке для граждан составляет 1 к 1, а для тех, кто относится в клиентам с повышенным уровнем риска, этот показатель составляет 1 к 3.

По словам А.Тимофеева, волатильность курсов основных мировых валют в целом ниже, чем волатильность рынка ценных бумаг, что говорит о том, что размер плеча для валютного рынка может быть больше, чем для фондового рынка. "Мы готовы к тому, чтобы максимальный размер плеча для форекс-компании составлял 100. В дальнейшем это ограничение можно будет изменить с учетом практики", - сказал он.

НАУФОР предлагает регулировать рынок Forex, выдавая компаниям обычные дилерские лицензии - Прайм, 12 сентября 2012

МОСКВА, 12 сен - ПРАЙМ. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) предлагает регулировать рынок Forex, выдавая дилерские лицензии профессиональным участникам этого сегмента финансового рынка, сообщил журналистам в среду предправления НАУФОР Алексей Тимофеев.

Регулирование российских компаний, предоставляющих услуги физическим лицам на рынке Forex, планировалось ввести до конца текущего года, соответствующий законопроект готовится в министерстве финансов.

В настоящее время предоставление услуг на рынке Forex никак не регулируется российским законодательством, и почти 500 российских Forex-компаний используют офшорные схемы работы. При этом количество частных российских инвесторов, играющих на Forex, превышает 400 тысяч человек.

В начале сентября замминистра финансов Алексей Саватюгин говорил, что законопроект Минфина предусматривает выдачу профучастниками рынка Forex дополнительных дилерских лицензий, близких к дилерской лицензии профучастников рынка ценных бумаг. По его словам, это предполагает введение требований к минимальному капиталу участника рынка Forex, раскрытию информации.

НАУФОР считает, что участникам рынка Forex можно выдавать обычную дилерскую лицензию, для чего необходимо внести изменения в понятие "дилерской деятельности", как наиболее близкую к деятельности на этом рынке. "Forex-компании, на наш взгляд, не должны получать отдельную лицензию, они должны получать обычную дилерскую лицензию. Для этого в определение "дилерской деятельности" необходимо внести поправку, что эта деятельность может осуществляться не только с ценными бумагами, а также с производными финансовыми инструментами. Это очевидный пробел, который мы предлагаем устранить", - сказал Тимофеев.

НАУФОР совместно с участниками российского фондового рынка подготовила концепцию регулирования розничного рынка Forex в России, которая также предполагает установить требования к размеру собственных средств и управлению рисками, регулированию конфликта интересов, а также рекламы этой деятельности. Планируется, что после согласования с участниками рынка концепция будет направлена в министерство финансов и в Федеральную службу по финансовым рынкам.

Участники финансового рынка предложили также ограничить размер "плеча" на рынке Forex в размере 1:100, что сократит риски непрофессиональных розничных трейдеров. В настоящее время Forex-компании предлагают своим клиентам плечи в размере 1:500.

Кроме этого, по мнению НАУФОР, необходимо рассмотреть вопрос о допуске рекламы услуг иностранных Forex-компаний, адресованной российским гражданам.