09.09.2008
Вчера ФСФР разослала членам общественного совета при службе и заинтересованным ведомствам проект “Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года”. Сегодня стратегия, основной целью которой является создание в России мирового финансового центра, будет обсуждаться участниками рынка. Планируется, что до 1 октября заинтересованные ведомства представят свои предложения по стратегии в ФСФР и в начале декабря документ будет вынесен на заседание правительства.
Согласно стратегии, которая имеется в распоряжении РБК daily, приоритетными задачами развития финансового рынка являются повышение емкости и прозрачности рынка, обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры, формирование благоприятного налогового климата и совершенствование госрегулирования. В случае реализации поставленных задач к 2020 году капитализация публичных компаний вырастет до 170 трлн руб. (на начало 2008 года этот показатель составлял 32,3 трлн руб.), количество розничных инвесторов увеличится с 800 тыс. до 20 млн человек, а доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж составит 12% (сейчас - ноль).
По сравнению с предыдущим документом ФСФР - “Докладе о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу” - проект стратегии претерпел ряд изменений. В частности, в новом варианте отсутствуют разделы по развитию пенсионной системы и коллективных инвестиций. “Мы решили в документе написать о тех проблемах, которые на сегодняшний день наименее проработаны”, - сообщил РБК daily руководитель ФСФР Владимир Миловидов. По его словам, для дальнейшего совершенствования пенсионной системы и коллективных инвестиций необходимы точечные решения, в частности изменения налогового законодательства. “Предложения по налогам мы оставили практически без изменений в стратегии. Сейчас находимся в процессе обсуждения изменений с Минфином, - сказал г-н Миловидов, выразив уверенность, что компромисс с Минфином по уменьшению налогов будет найден. - Мы считаем, что налоговый блок в финансовой стратегии должен быть обязательно. Но первым по этому вопросу является Минфин, поэтому мы предлагаем включить эти вопросы в основные направления долгосрочной налоговой политики”. Напомним, что ФСФР, в частности, предлагает не облагать НДС операции, совершаемые управляющей компанией с имуществом паевого инвестиционного фонда, а также проценты по займам ценными бумагами. Кроме того, предлагается снизить до нуля налог на доходы физических лиц от инвестиций в ценные бумаги в зависимости от срока владения бумаг и объема вложений.
Также в стратегии ФСФР появились новшества, касающиеся усиления защиты прав розничных инвесторов: в частности, ведомство намерено контролировать рекламу финансовых услуг. Раньше в законе о рынке ценных бумаг такое право действительно было закреплено за ФСФР, однако затем эта функция была отнесена к ФАС. По словам Владимира Миловидова, необходимо учитывать специфику финансового рынка, а также то, что реклама может быть использована для привлечения средств населения организациями, деятельность которых имеет признаки финансовых пирамид. “Мы считаем, что нужно вводить практику не только установления требования к финансовой рекламе. В определенных случаях, когда речь идет о распространении услуги среди широкого круга инвесторов, рекламная продукция должна согласовываться с ФСФР”, - говорит он.
Еще одним новшеством в стратегии стало намерение ФСФР регулировать внебиржевой рынок. “Мы исходим из того, что внебиржевые торги были и будут всегда. И бесполезно их прекращать, ужесточать и загонять под крышу биржи”, - считает г-н Миловидов. Однако он отметил, что внебиржевая деятельность проходит на определенных торговых платформах, где заключаются сделки, а соответственно, требуется защита прав участников: “Постепенно должны быть унифицированы подходы к регулированию биржевого и внебиржевого рынка в части раскрытия информации, защиты инвесторов и заключения сделок”.
По словам председателя правления НАУФОР Алексея Тимофеева, регулирование внебиржевого рынка является естественной функцией для регулятора: “Во всем мире начинается регулирование внебиржевого организованного рынка, и в этом смысле подход ФСФР отвечает мировым тенденциям”. Однако, по мнению одного из участников рынка, как только ФСФР начнет регулировать внебиржевой рынок, последний перестанет быть таковым: “Не получилось бы так, что будет создана система организации торгов с такими же правами, как и у биржи, но при этом ответственность ее будет в 25 раз меньше”.
Помимо регулирования внебиржевого рынка ФСФР намерена наделить биржи эксклюзивным правом быть организаторами торгов производными финансовыми инструментами. Однако тогда перестанет существовать внебиржевой рынок деривативов. “Если не будет внебиржевого рынка производных, у нас будет ущербный биржевой рынок деривативов без возможностей для своего развития”, - считает управляющий директор ФК “Открытие” Евгений Данкевич.
Однако в целом, по мнению экспертов, разработанная стратегия затрагивает почти все аспекты финансового рынка. По словам Алексея Тимофеева, проект стратегии проработан хорошо “и в основном соответствует видению НАУФОР путей развития фондового рынка и создания в России международного финансового центра”. Однако, по мнению Алексея Тимофеева, “нужно прописать поэтапно процесс консолидации, что продемонстрировало бы реалистичность этого предложения, поскольку в ближайшие годы консолидация маловероятна, а возможно, в этом и нет необходимости”. В свою очередь, Владимир Миловидов сообщил, что сейчас в стратегии “мы прямо сказали, что консолидация должна быть”. “Необходимо создать условия для того, чтобы биржи и расчетные депозитарии консолидировать”, - считает он. Кроме того, в своей стратегии ФСФР предлагает усилить уголовную и административную ответственность исполнительного органа бирж, а также наделить себя правом назначать и освобождать от должностей их руководство. Вчера на РТС и ММВБ официально отказались комментировать это предложение ФСФР.
ПОЛИНА СМОРОДСКАЯ
09.09.2008