Рынок ждет от ЦБ внимания к специфике бизнеса - статья А.Тимофеева, 11 сентября 2013

12.09.2013

Создание мегарегулятора на базе ЦБ — чрезвычайно важная реформа всей системы регулирования и надзора на финансовом рынке. Эта реформа стала одним из этапов, и далеко не последним в процессе развития этой системы. Предшественницей ЦБ, ФСФР, а до нее ФКЦБ, а вместе с ними Минфином и Росстрахнадзором, Минтруда чрезвычайно много сделано для развития финансового рынка, и было бы неправильно сказать, что новая реформа вызвана провалами, допущенными этими органами.

Желание оправдать передачу полномочий по регулированию финансовым рынком провалами – способ начать работу с нуля, оправдать любые регулятивные решения, которые в этом случае кажутся лучше, чем ранее принятые. Это было бы неправильно, поскольку финансовый рынок, сформировавшийся в России, находится отнюдь не в начале своего пути.

Первоначально роль мегарегулятора отводилась ФСФР – именно там постепенно, год за годом, концентрировались полномочия в отношении разных финансовых институтов. У этого процесса были ограничения – ФСФР без сильной реформы не смогла бы претендовать на регулирование и надзор в отношении кредитных организаций. Для этого не хватало ни аппаратного веса в споре с ЦБ, ни ресурсов; так что передача ей соответствующих полномочий оказалась бы шагом назад от достигнутого ЦБ уровня регулирования и надзора. В результате, когда вопрос встал о дальнейших шагах и усилении ресурсов ФСФР для выполнения уже имевшихся у нее функций, дискуссия о мегарегуляторе обернулась решением о его создании на базе ЦБ.

Это решение, помимо достоинств, создает сильные риски искажения регулятивной политики, и существуют большие сомнения в том, что такие риски могут быть полностью компенсированы. ЦБ вряд ли может считаться идеальным мегарегулятором – смешение в одном органе столь различных функций, разных по степени значимости для ЦБ, мешает должным образом фокусироваться на них, создает между ними конфликт, который отражается на регулятивных решениях. Неудивительно, что все это вызывает серьезную обеспокоенность.

Рынок ждет от ЦБ преемственности в подходах, внимания к специфике деятельности финансовых институтов разных видов, признания их важности, уважения бизнеса разного масштаба, поддержки конкуренции между разными финансовыми институтами, а также между финансовыми институтами одного и того же вида.

Важным является отказ ЦБ от участия в капитале Московской биржи, который чем далее, тем более будет оборачиваться против нее самой и против рынка в целом.

Чем лучше ЦБ справится с новыми задачами, тем менее драматичной будет дальнейшая история развития системы регулирования и надзора на финансовом рынке.