06.10.2015
При работе с клиентами финансовые консультанты будут исходить из их индивидуального инвестиционного профиля, следует из текста проекта федерального закона «О деятельности по финансовому консультированию», подготовленного экспертами НП ПНФС.
В соответствии с законопроектом, который обсуждается Центробанком и участниками рынка (имеется в распоряжении Financial One), заказчик будет обязан заключить с финансовым консультантом гражданско-правовой договор, в котором, среди прочего, прописывается финансовый (инвестиционный) профиль клиента. Он учитывает индивидуальные предпочтения клиента, его возраст и жизненные цели, отношение к уровню риска, объем свободных накоплений и размер регулярного дохода, а также ряд других факторов, которые влияют на стратегию достижения жизненных планов и финансовых целей. В зависимости от индивидуальных особенностей клиента, его финансовый профиль относится к одной из нескольких категорий – от «консервативного» до «агрессивного». Финансовый план или инвестиционная рекомендация также должны составляться с учетом финансового (инвестиционного) профиля клиента.
Финансовые консультанты смогут решать вопросы финансового планирования физических и юридических лиц, распоряжения персональным и семейным бюджетом, осуществления инвестиций, кредитования и сделок с недвижимостью, доверительного управления, страхования жизни, а также ряд других вопросов. Желающий стать консультантом должен обладать высшим образованием, не иметь судимости или дисквалификации, иметь опыт работы в финансовой организации не менее двух лет, входить в одну из СРО финансовых консультантов и обладать ее аттестатом. Он может быть членом только одной СРО, причем каждая организация вправе при приеме выдвигать кандидатам дополнительные требования, не предусмотренные законопроектом.
СРО, со своей стороны, должна соответствовать ряду требований, чтобы ее включили в государственный реестр саморегулируемых организаций: в ее составе должно состоять не менее 50 финансовых консультантов, успешно сдавших квалификационный экзамен; должны быть прописаны стандарты и кодекс профессиональной этики, а также программа повышения квалификации ее участников.
Отдельно указана возможность консультантов выступать финансовыми и арбитражными управляющими в процедурах банкротства физических лиц. Для этого им необходимо соответствовать законодательным требованиям к арбитражными управляющим и состоять в соответствующей СРО.Кроме того, финансовый консультант обязан заключить договор страхования гражданской ответственности на сумму не менее десятикратного максимального денежного вознаграждения, которое заказчик выплачивает ему за услуги. Если по вине консультанта заказчик понесет убыток, он возмещается в размере, не превышающем данную страховую сумму.
Эксперты Центробанка, со своей стороны, внесли в проект ряд поправок. В частности, указывается, что законопроект сосредоточен на «физиках» и не регулирует услуги по консультированию, предоставляемые финансовыми организациями. Возможность юридического лица осуществлять подобную деятельность лишь постулируется. Также регулятор указывает на отсутствие определения «финансового (инвестиционного) профиля» клиента, и в частности, того, что из себя представляет «консервативный» и «агрессивный» профиль. Кроме того, ЦБ требует учесть особенности оказания консультационных услуг различным категориям клиентов – физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, квалифицированным и неквалифицированным инвесторам и другим.
В документе указывается, что федеральные стандарты деятельности по финансовому консультированию должны разрабатываться с учетом международных стандартов, принятых Международной ассоциацией финансовых консультантов. В связи с этим регулятор требует указать, о какой именно международной организации идет речь. Кроме того, проект должен предусмотреть полномочия Банка России по контролю за деятельностью не только СРО, но и самих финансовых консультантов.
Еще один предмет претензий ЦБ – размер страховой суммы, выплачиваемой заказчику в случае понесенных убытков. Десятикратный размер компенсации в ряде случаев представляется регулятору недостаточным.
«Закон о финансовом консультировании начал разрабатываться еще в 2002 году, – комментирует Игорь Костиков, председатель совета НП ПНФС и председатель Союза потребителей финансовых услуг. – Параллельно идет разработка поправок в закон «О рынке ценных бумаг» со стороны НАУФОР. Но нас интересует введение отдельного закона». По словам Костикова, две организации прилагают совместные усилия в этом направлении; в частности, НАУФОР подготовила поправки в текст законопроекта ПНФС. «Какой из них будет первым – непонятно», – отметил эксперт.
«Актуальность законопроекта связана, прежде всего, с необходимостью урегулирования оказания консультационных услуг розничным инвесторам, особенно в свете роста интереса населения к индивидуальным инвестиционным счетам. – комментирует заместитель председателя правления НАУФОР Алексей Артамонов. – Финансовый консультант должен профессионально помочь клиенту сформировать инвестиционную стратегию с учетом задач, горизонта инвестирования и толерантностью к рискам. Клиент может обращаться к нему, как, например, к семейному терапевту, при возникновении потребности в подборе любого финансового продукта».
«НАУФОР в целом поддерживает [предложенную НП ПНФС] концепцию законопроекта и находится в активном сотрудничестве с авторами и регулирующими органами по его доработке», добавил Артамонов.
По данным Financial One, обсуждение проекта вместе с регулятором пройдет 13 октября.
Татьяна Ломская
Financial One