Совсем недавно правительство
РФ в целом одобрило проект стратегии развития
финансового рынка РФ на 2006 - 2008 годы. Федеральной
службе по финансовым рынкам (ФСФР) поручено
в течение месяца доработать документ и
внести его в правительство. "Российская бизнес-газета"
обратилась к председателю управления Национальной
ассоциации участников фондового рынка
(НАУФОР) Алексею Тимофееву с просьбой рассказать
о новой стратегии ФСФР с точки зрения профессионального
сообщества финансистов.
- Какие основные направления
госполитики по развитию финансового рынка
в первую очередь вы считаете актуальными
с точки зрения профсообщества?
- На мой взгляд, таких
направлений несколько. Первое - повышение
конкурентоспособности институтов финансового
рынка. Это направление важно, поскольку
российский фондовый рынок все больше и
больше по мере своего развития сталкивается
с глобальной конкуренцией рынков других
стран, которые предлагают свои институты
- учета, расчетов, хранения ценных бумаг,
посреднические и инвестиционные институты
в борьбе за международные инвестиции.
Деятельность по повышению
конкурентоспособности институтов финансового
рынка включает в себя меры по развитию
инфраструктуры финансового рынка и как
главную меру - создание центрального депозитария,
на который возлагается задача по повышению
надежности хранения ценных бумаг, а также
снижения рисков операций с ними, издержек
и в результате повышение ликвидности рынка;
повышение роли бирж и иных торговых систем
с тем, чтобы они стали местом эффективной
торговли ценными бумагами как российских,
так и зарубежных эмитентов; внедрение принципов
пруденциального надзора, который должен
позволить более адекватно управлять рисками
на рынке, а также другие. Важным является
и провозглашение стратегией необходимости
развития институтов долгосрочного инвестирования
- инвестиционных и негосударственных пенсионных
фондов и, что также важно, - расширение их
круга за счет развития форм негосударственного
пенсионного обеспечения.
Другое направление
- расширение круга финансовых инструментов.
Реализация мер по данному направлению
должна позволить преодолеть инструментальный
примитивизм российского рынка - обогатить
его новыми операциями и стратегиями, которые
широко применяются во всем мире. Одной
из важных мер, которые предполагается принять
по этому направлению, - обеспечение судебной
защиты расчетным финансовым инструментам:
после 1998 года суды отказывают форвардам
в судебной защите на том основании, что
такие инструменты отвечают признакам игр
и пари. Кроме того, немаловажной мерой является
создание универсальных механизмов секьюритизации,
то есть превращение разных активов в ценные
бумаги для того, чтобы повысить их оборачиваемость,
привлечь к ним широкий круг инвесторов
и тем самым расширить возможности рефинансирования.
Важным является и исключение из законодательства
ряда бессмысленных ограничений на выпуск
облигаций и упрощение процедуры их выпуска
на бирже.
Стратегия провозглашает
необходимость повышения прозрачности
российских эмитентов, все более и более
приближая стандарты раскрытия ими информации
к международным. Это делает российских
эмитентов более понятными международным
инвесторам, позволяет им инвестировать
в ценные бумаги российских эмитентов не
за рубежом, где наши эмитенты раскрывают
информацию по международным стандартам,
а в России.
Сейчас, когда на российский
рынок ценных бумаг пошло российское население,
важным является и предусмотренное стратегией
создание компенсационных фондов, которые
могли бы хотя бы частично компенсировать
потери граждан на финансовых рынках.
Российский фондовый
рынок все более и более показывает готовность
стать источником финансирования экономики
- выполнить свое истинное предназначение.
Для того чтобы он стал реальным финансовым
центром, необходимо сделать еще многое
- именно на это направлена стратегия. Для
профсообщества важным являются понимание
значения российского фондового рынка,
которое демонстрирует стратегия, и определение
основных черт этого рынка в ближайшем будущем.
- Как вы оцениваете
перспективы и важность развития саморегулирования,
что об этом сказано в стратегии?
- Место саморегулируемых
организаций в каждой стране определяется
традицией, правом, политической системой
и особенностями исторической ситуации.
В зависимости от этих факторов, а также
зрелости профсообщества роль саморегулируемых
организаций может быть большей или меньшей.
Мне представляется, что задачи ускоренного
развития российского рынка ценных бумаг
и повышение его конкурентоспособности
в глобальном контексте делают востребованными
все механизмы институционального развития
рынка - как государственные, так и негосударственные.
Стратегия предусматривает
возможность передачи части публичных функций,
осуществляемых государством, саморегулируемым
организациям, а также привлечение саморегулируемых
организаций к участию в работе коллегиального
государственного органа. Это означает
признание государством важности саморегулирования
на российском фондовом рынке. Действительно,
саморегулирование дополняет меры по госрегулированию
специфическими, присущими ему, мерами по
регулированию и надзору. Свойствами регулирования,
осуществляемого СРО, являются гибкость,
быстрота и наиболее глубокое понимание
предмета, а надзора - широкий круг мер, которые
могут быть использованы для устранения
недостатков. Мы уверены, что все эти достоинства
саморегулирования будут использованы
для развития российского финансового рынка.
- Основная дискуссия
на правительстве развернулась вокруг предложения
главы ФСФР Олега Вьюгина о преобразовании
ФСФР в коллегиальный орган. Почему эта
тема вызвала дискуссию и какие еще могут
быть варианты мегарегулятора?
- Дискуссия на заседании
правительства была вызвана не столько
предложением о создании коллегиального
органа, сколько его организационно-правовой
формой и местом в системе государственной
власти. При этом сомнение вызвала возможность
создания такого органа в форме публичной
корпорации, а также выведение его из-под
правительства - из системы органов исполнительной
власти. Что же касается коллегиальности,
то дискуссия показала важность обеспечения
реальной, а не внешней коллегиальности,
коллегиальности, которая должна быть основана
на равном положении всех членов такого
органа, одинаковом порядке их назначения
и снятия.
- На правительстве
обсуждался вопрос: какая модель права использовалась
для разработки стратегии. Какая все-таки
использовалась модель и почему этот вопрос
оказался предметом обсуждения, в чем опасность
принятия той или иной модели и для кого
- для рынка, профучастников, системы управления?
- Я могу сказать, что
ничто в стратегии не указывает на то, что
при ее разработке была выбрана та или иная
модель права. Стратегия описывает меры,
которые должны быть приняты, и не указывает,
какие правовые институты должны быть для
этого использованы.
Так уж выходит, что всем
развитым рынкам присущ сходный набор финансовых
инструментов и институтов, однако каждая
страна описывает их правовыми институтами,
свойственными правовой семье, к которой
эта страна относится. Российское право
относится к так называемой континентальной
системе права, обычно противопоставляемой
другой системе - англо-саксонской. Я уверен,
что для реализации стратегии будут использованы
институты континентальной системы права,
традиционной нашей стране. Российское
право сталкивалось с задачами описания
новых для него институтов и ранее и в основном
справлялось с такой задачей. В качестве
примера могу привести паевой инвестиционный
фонд, который в англо-саксонской системе
права описывается с использованием правового
института траста, а в континентальной,
в том числе в России, с использованием правового
института доверительного управления.
Использование чужеродных
правовых институтов затрудняет их применение
на практике и защиту в суде. Однако в ряде
случаев дело бывает не в использовании
чужеродных институтов, а в недостаточной
развитости своих. Например, если российское
право до сих пор плохо справляется с защитой
прав на бездокументарные ценные бумаги,
то не потому, что они являются чуждым ему
институтом, а потому, что до сих пор не создан
адекватный механизм защиты прав на такие,
не являющиеся вещью, ценные бумаги.
- В чем состоят основные
пути, которые предусматривает стратегия,
для привлечения финансовых средств?
- Мне кажется, стратегия
не делает предпочтения ни одной из форм
привлечения средств на рынок ценных бумаг.
Она уделяет внимание и посредникам - брокерам,
и доверительным управляющим, и институтам
коллективного инвестирования - акционерным
и паевым инвестиционным фондам, и негосударственным
пенсионным фондам, и страховым организациям.
Все эти институты, позволяющие превратить
сбережения в инвестиции, требуют своего
развития.
- За последний год
фондовый рынок показал неплохой рост. Какие
прогнозы на будущее по поводу его роста?
- Действительно, российский
фондовый рынок показал в прошлом и в начале
этого года хороший рост. При определенных
обстоятельствах этот рост продолжится
и далее. Однако уже сейчас необходимо, чтобы
рост был поддержан качественными изменениями
на рынке - увеличением количества эмитентов,
чьи ценные бумаги обращаются на рынке,
расширением круга инструментов, улучшением
инфраструктуры и развитием инвестиционных
институтов. В противном случае с дальнейшим
ростом рынка будут расти риски, связанные
с его переоценкой. Особое значение в этом
смысле имеет защита населения, которое
доверилось росту рынка.
- ФСФР выступает за
раскрытие информации о бенефициарах публичных
компаний. Как это будет осуществляться
на деле?
- Задача выявления бенефициаров
является довольно сложной. Однако российские
компании, выходящие на зарубежные рынки,
уже давно демонстрируют своих бенефициарных
владельцев. Для того чтобы это происходило
в России, необходимо внести некоторые изменения
в законодательство, предусмотрев, в частности,
что раскрывать необходимо не только владельцев
ценных бумаг - в строгом смысле по российскому
закону офшорные компании являются владельцами
ценных бумаг, - а также лиц, в интересах
которых такое владение осуществляется
- бенефициаров. Эти, а также некоторые другие
меры, например, усиление правоприменительных
полномочий ФСФР, без которых не обойтись,
помогут так называемому снятию "корпоративных
покровов" с российских эмитентов.
В общем же, стоит заметить,
что по мере повышения зрелости российского
рынка и его привлекательности как источника
инвестиций российские компании будут демонстрировать
все большую открытость.
- Как вы считаете, в
чем была сложность принятия этого документа?
- Стратегия является
сложным документом, затрагивающим многие
вопросы рынка ценных бумаг, большинство
из которых являются непростыми, ее реализация
требует взаимодействия многих ведомств.
Поэтому не странно, что обсуждалась и принималась
она довольно долго. В течение всего этого
времени ситуация на российском рынке постоянно
менялась, заметные изменения произошли
недавно в связи с либерализацией рынка
акций "Газпрома". Все эти обстоятельства
должны быть соответствующим образом отражены
в стратегии.