17.07.2015
Ведущий:
- Здравствуйте, встудии Данила Бабич и программа "Взгляд". Сегодня у нас интересная тема. "Ежик в тумане" - по меткому выражению Ирины Кривошеевой из Альфа-Капитал, - это наш финансовый рынок.
Российский Центробанк обнаружил у брокеров серьезную нехватку собственного капитала вплоть до отрицательных значений и низкокачественный и нерыночные активы с завышенной стоимостью. Об этом сообщают "Ведомости" со ссылкой на осведомленный источниках. При проверках у регулятора вызывали вопросы ПАИ закрытых фондов, недвижимость с сомнительной оценкой, дебиторская задолженность и оценка программного обеспечения. Обнаружились бумаги потерявшихся эмитентов.
По словам экспертов, основная проблема - это формальное соответствие требованиям. Пристальное внимание Центробанка стало для брокеров неприятным сюрпризом. Прежнего регулятора - Федеральную службу по финансовым рынкам - устраивали те активы, которые ЦБ требует заменить. Самым недобросовестным способом недобросовестного наполнения капитала является учет векселей компаний-однодневок. Компании, якобы, ошибаются с коэффициентами, учитывая по 100% задолженности от продажи бумаг или займов вместо положенных 10. Согласно отчету Центробанка на конец 2014 года 803 компанииимели брокерские лицензии. В этом году их стало поменьше. По словам представителя индустрии, обычно брокеры наполняют капитал более или менее одинаково. Деньги, торгуемые бумаги и прочие активы. Но у недобросовестных участников чаще присутствуют неторгуемые акции и странное имущество. Например, некоторые вносят в капитал редкие металлы, стоимость которых трудно оценить. ФСФР против такого не возражала, но теперь это чревато потерей лицензии.
Ведущий:
-А может не все так уж плохо и не полностью уныние и смятение царит среди участников финансового рынка? И вообще теперь с января следующего года наш финансовый рынок заживет по-новому, потому что принят новый закон о саморегулируемых организациях. Собственно, саморегулирование общества, любых общественных явлений - это основа основ во многих цивилизованных и свободных странах. И мы идем по тому же пути.
Валерий Петров: С полной ответственностью сегодня можно сказать, что институт СРО в России состоялся. Дело в том, что именно благодаря СРО сейчас регулирование осуществляется не только на уровне государственных органов, но и на уровне профессиональных участников экономики России, которые могут следить и исполнять законодательные акты. Непосредственно работая с участниками рынка. Это очень важно, потому что позволяет, с одной стороны, экономить государственные средства за счет уменьшения государственного аппарата, который занимается регулированием. С другой стороны, это позволяет более глубоко решать проблемы на месте и, что очень важно, позволяет решать спорные вопросы. Не доводя их до судебных органов, а решая при помощи третейских судов. Помимо этого, можно сказать, что СРО - это универсальный механизм гарантий на рынке, потому что именно благодаря тем фондам, которые формирует СРО, мы повышаем ответственность участников и снижаем риски, которые несут клиенты тех компаний, которые их обслуживают, которые входят в СРО.
Ведущий:
- Ну, наверное, настала тема поговорить. У нас в гостях самый главный человек по этому вопросу - Алексей Тимофеев, председатель Правления НАУФОР. Алексей Викторович, здравствуйте, спасибо, что пришли. Также у нас в студии находится Андрей Жуйков, руководитель направления управления активами ГК "Регион". Алексей Викторович, давайте Вы начнете. Расскажете, ежик выйдет из тумана в январе или нет?
Алексей Тимофеев, председатель Правления НАУФОР:
- Ну, во-первых, я хотел бы сказать, что нет никакого уныния в брокерском сообществе. Да, нам приходится привыкать к новым методам, приемам осуществления надзора. Да, действительно, ЦБ более тщательно осуществляет проверки. Это вопрос некоторого времени, для того, чтобы индустрия адаптировалась к этому, поняла бы, что для нового регулятора важно, что не так важно, и подчинилась бы этому. Я бы поэтому не очень расстраивался, что это иногда болезненно, да, но такова особенность этого периода. Что касается закона о саморегулируемых организациях. Спасибо большое за вашу оценку, я действительно не думаю, что являюсь самым главным экспертом в этой области, но, тем не менее, это правда, что НАУФОР была идеологом этого законопроекта и принятый законопроект соответствует нашим представлениям о том, каким этот закон должен был бы быть. Мы всегда активно участвовали в дискуссии и разработке этого закона и довольно полученным результатом.
Почему мы думаем, что это важно? Почему мы думаем, что это особенно важно для России и, наверное, те из ваших зрителей, кто внимательно следит за историей НАУФОР, помнит о том, что НАУФОР очень активно возражала против создания мегарегулятора на базе ЦБ. Мы видели очень много рисков, которые связаны с таким именно решением о создании мегарегулятора. Именно тогда было достигнуто соглашение о том, что для того, чтобы компенсировать некоторые недостатки решения создания мегарегулятора на базе ЦБ, следует усилить роль саморегулируемых организаций. К слову сказать, это следовало бы сделать и если бы мы не создавали мегарегулятор.
Каковы эти недостатки? ЦБ - орган, который отвечает за весь финансовый рынок, за все его сектора. Мы были озабочены тем, сможет ли он уделять вниманием всем отдельным конкретным секторам этого финансового рынка, их развитию, их регулированию, должное с точки зрения индустрии внимание. Закон о СРО предполагает, что саморегулируемые организации будут строиться по индустриальному принципу. Таким образом, не смотря или одновременно с существованием мегарегулятора, органа, ответственного за весь финансовый рынок, будут существовать и отдельные организации, ответственные за развитие его отдельных секторов, за их регулирование.
Второе. Что очень важно, и важно не зависимо от того, создавали бы мы регулятор, нет, был бы это ЦБ или кто-то другой - это то, что всегда было нужно России - регулирование на основе принципов. Мы не очень доверяем нашим государственным органам, регулирование абстрактное, неясное предполагающее большую степень усмотрения чиновников, мы подозреваем их в произволе, недостаточной компетенции, но такое регулирование стране нужно, потому что значительная роль регулирования на основе принципов является важным условием для развития финансового рынка. Рынка динамичного, изменчивого и лучшим институтом, который мог бы справиться с этой задачей и дополнить государственное регулирование правил регулированием на основе принципов в России являются саморегулируемые организации.
Ведущий:
- Алексей Викторович, я, к сожалению, все 77 страниц закона не успел прочитать. И я общался с многими представителями нашего финансового рынка, к сожалению большинство мало что может сказать по данному вопросу. Может кто-то боится в эфире говорить, но, в принципе, знаний мало о том. Что происходит. Каковы будут взаимоотношения между мегарегулятором и саморегулируемыми организациями? Какой будет их характер? Вы можете пояснить?
Алексей Тимофеев, председатель Правления НАУФОР:
- Это отличный вопрос. Потому что одним из главных вызовов работы над законопроектом было добиться того. чтобы саморегулируемые организации не стали бы "филиалами" Центрального Банка. Чтобы они черпали свою легитимность от рынка и достойно бы представляли интересы рынка перед государственным регулятором. При этом, как сорегулятор, СРО должны были бы подчиниться, и они в результате подчинились Центральному Банку. И этот баланс, как мне кажется, между интересами индустрии, мотивами к саморегулированию и зависимостью от Центрального Банка, как органа надзирающего за тем, хорошо ли саморегулируемые организации осуществляют свои функции, он в законе найден. Очень важный элемент закона - ключ к его пониманию. Мы добивались этого. В законе нет ясной границы между компетенцией Центрального Банка и СРО. Это означает, что СРО могут взять на себя столько ответственности за регулирование, сколько они сочтут нужным. В то же время. Постольку поскольку Центральный Банк следит за осуществлением СРО своих функций, согласует их Стандарты, надзирает за их правоприменением…
Ведущий:
- Вот это хорошее слово! Я его ждал! Право применение. А-то у нас законов много хороших, а право применение не всегда им соответствует.
Алексей Тимофеев, председатель Правления НАУФОР:
- И, что важно, может в любой момент принять нормативный акт по любому вопросу, урегулированному СРО, создает очень сильный мотив для СРО регулировать отношения так хорошо, чтобы ЦБ не захотел бы в регулирование этих отношений вмешаться.
Ведущий:
- Чтобы не было таких историй, как недавно история с манипуляцией акциями компании "Мечел", якобы которая имела место быть в феврале. И в "Алемар", все 3 млрд рублей неизвестно куда делись. Хорошо. Правоприменение это основная вещь и то. что не прописана в законе область и ответственность с одной стороны может и хорошо, а с другой, может и таит в себе какую-то опасность. Андрей Евгеньевич, как вам кажется, все в этом законе хорошо или вы сомневаетесь?
Андрей Жуйков, руководитель направления управления активами ГК "РЕГИОН":
- Хорошо и в нем не 70 страниц, а 30 и его можно дочитать до конца. Я считаю, что Алексей правильно сказал, Мы идем к введению пруденциального надзора. А пруденциальный надзор должен опираться на некие практики, которые рождены непосредственно на рынке. И эти практики будут лежать в основе тех Стандартов, которые будут написаны. Некоторые объединения участников, мы уже Стандарты риск-менеджмента написали и утвердили 2 года назад. Т.е. рекомендательно они сейчас утверждены как базовые Стандарты. Понятно, сейчас они пойдут снова через ЦБ, через утверждение. Но это не то чтобы белое и черное. На рынке есть еще 50 оттенков серого (в хорошем смысле слова). Рынок становился много лет. Кто-то таким образом выстраивает риск-менеджмент, а кто-то иначе. В каждом случае есть логическое объяснение. И эти практики есть задача собрать в этих Стандартах, чтобы, соответственно, ЦБ или СРО в последующем, приходя проверяя или оценивая деятельность профучастников, оно упиралось на то, что это нормальная деятельность, принятая в рамках Стандартов.
Ведущий:
- Вот для простой маленькой компании, представим себе укашечку, извините, что так жаргонно, или брокера. Не будет ли такого, что некоторые представители жаловались в частной беседе, что у нас сидит чиновник из ЦБ 3 месяца и не дает работать. Если я не отобью потерянные 3 месяца, мне придется бизнес закрывать. Другому звоню человеку, чтоб проконсультировал или выступил, а он говорит: "Ты знаешь, у нас лицензию забрали". Третий говорит, что мы на спящее положение перешли, четвертый тоже, в общем, все непросто. У нас сейчас рынок сужается, становится все хуже и хуже. Легко говорить, когда рынок растет всем места хватит. А сейчас идет конкуренция, борьба не на жизнь, а на смерть. Не получится ли так, что чиновники используют этот закон и будут еще больше "доить" маленьких?
Алексей Тимофеев, председатель Правления НАУФОР:
- Я как раз вижу возможность того, чтобы СРО взяли бы на себя ответственность за небольшой бизнес. Потому что регулирование более гибкое. Те надзорные приемы мы обогащаем и дополняем приемы право применения, характерные для государственных органов, своими собственными. Наши приемы несколько более мягкие, они скорее оздаравливающие. Это нужно рынку в дополнение к более, так сказать, строгим, наказующим действиям, которые обычно характерны для любых регуляторов…
Ведущий:
- Иными словами, простите, что перебиваю вас, речь идет о хороших практиках, прежде всего? В позитивном ключе…
Алексей Тимофеев, председатель Правления НАУФОР:
- Да. Действительно. Мы же формируем наше регулирование на основе лучших практик. Мы объединяем опыт крупнейших компаний, выбираем лучшие из них и, согласовывая друг с другом, добиваемся формализации допправил - Стандартов.
Ведущий:
- Спасибо. Хотелось бы подключить к нашей беседе еще одного участника - Управляющего активами компании КИТ Финанс Брокер Владимира Капустянского. Он находится сейчас в нашей студии в Петербурге. Владимир, здравствуйте! Господин Гавриленко, который недавно стал владельцем одной из петербургских компаний финансовых, сказал что регионам очень сложно достучаться в московскую тусовку. Вы это ощущаете в Санкт-Петербурге? Это первый вопрос. И второй вопрос: как вы относитесь к новому закону о саморегулируемых организациях? Как вас он коснется и что вы ожидаете?
Владимир Капустянский, управляющий активами КИТ Финанс Брокер:
- Что касается "достучаться до Москвы", все-таки компания наша федеральная, поэтому здесь проблем нет. Руководство представлено и может свои инициативы вносить на уровень Центрального Банка. Конечно, можно согласиться с тем, что регионам меньше - большая концентрация средств находится в Москве и, следовательно, развитие бизнеса идет от Москвы, а не наоборот. Изменение закона инициатива верная! Потому что на базе даже наших клиентов я могу видеть, что порой по 3 месяца происходят проверки и бизнес в принципе занимается тем, что генерит объяснения, а не занимается тем, что генерит прибыль и находится в рынке, поэтому необходимо, конечно же, тенденцию менять, чтобы проверки не то чтобы были простыми, но чтобы был хотя бы базовый минимум для того, чтобы можно было, с одной стороны, контролирующим органам видеть ситуацию и давать объективную оценку, с другой стороны бизнес должен заниматься бизнесом.
Ведущий:
- Спасибо вам огромное. Владимир Капустянский, управляющий активами КИТ Финанс Брокер был с нами на связи в нашей студии в отеле Кемпински Мойка, 22. Санкт-Петербург. Собственно. Еще один голос в поддержку нового закона. У нас есть участник дискуссии, который находится в нашей студии в отеле Арарат Парк Хаятт в Москве. Это вице-президент ГК Телетрейд Дмитрий Дригайло. Дмитрий, здравствуйте. Дмитрий, прорвайдеры форекс-услуг, форекс-брокеры, по-разному можно называть, вот сейчас знаем, что есть уже устойчивое наименование ваших компаний. Собственно, у вас СРО тоже давно существует, называлась она КРОУФР. Теперь вы попали под крыло ЦБ и тут же закон принимается о СРО. Ваше отношение к этому закону?
Дмитрий Дригайло,вице-президент ГК Телетрейд:
- Данила, я вас, во-первых, поправлю, мы называемся форекс-дилерами, а не форекс-брокерами. Во-вторых, нашу СРО зовут не КРОУФОР, а ЦРФИН - центр регулирования отношений финасовых рынков и технологий. КРОУФР это предвестник ЦРФИН, комитет по спорам, учрежденный несколькими компаниями.
Мы относимся к новому законодательству во-первых как к данности. Мы не можем его изменить, нам нужно будет его полюбить, этот закон, с ним свыкаться и в нем работать. У нас есть ощущение, что закон о СРО это в целом хороший закон. Это большой, увесистый и умный документ, который регулирует взаимоотношения индустрии, саморегулируемых организаций и регулятора в лице Центрального Банка. При всем при этом, есть некоторые сырые места, как нам кажется, потому что во-первых, есть двойное регулирование. Как правило, если существо регулирование через СРО, то, соответственно, через СРО и происходит это регулирование, если не СРО, то тогда уже регулятор регулирует напрямую индустрию, т.е. компаний-профучастников на рынке. В данном случае у нас двойное регулирование, т.е. и саморегулирование, и регулирование в контексте ЦБ. Такая практика в Европе, как я понимаю, очень редка или ее нет вообще. Это раз. Во-вторых, как нам кажется, в свете ого, что написано в законе, СРО не совсем регулирует, т.е. у нее нет полномочий по внесению каких-то полномочий, кроме как консультаций с ЦБ. Т.е. СРО - это фактически агент по надзору и регулированию Центрального Банка, потому что даже в п.5, ст. 2, насколько я помню, прописано, что ЦБ даже устанавливает рекомендуемые Стандарты и написание того. что должно быть в этих Стандартах. СРО фактически экстраполирует чаяния и желания ЦБ на индустрию.
Ведущий:
- Дмитрий, спасибо большое за то, что вы обстоятельно подготовились. К сожалению, время нашей программы подошло к концу, Дмитрий Дригайло, вице-президент ГК Телетрейд был с нами на связи. Спасибо вам огромное, господа, что нашли время нс посетить и завести эту дискуссию. До января еще много времени, я уверен, что мы еще не раз встретимся и продолжим это обсуждать.