23.03.2016
Работа фондового рынка в России в 2016 году должна заметно измениться. Центробанк ведет масштабную работу по легализации и структурированию этой сферы и значительную роль в процессе отводит саморегулируемым организациям. Цель реформ – сделать фондовый рынок более прозрачным и более доступным массовым инвесторам, которые пока куда более охотно предпочитают этому сегменту банки.
Корреспондент агентства ЕАН поговорил о грядущих изменениях с Алексеем Тимофеевым, главой Национальной ассоциации участников фондового рынка, одного из крупнейших профессиональных объединений участников фондового рынка в стране.
- Алексей Викторович, за счет кого сейчас в России пополняются ряды пользователей инструментов фондового рынка и владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) в частности? Это жители мегаполисов или, напротив, отдаленных территорий?
- Состав инвесторов не слишком меняется в течение нескольких лет, хотя ИИС и должны привести к таким изменениям. Но в ближайшие годы благодаря ИИС ситуация кардинально изменится.
- Вы упомянули об ИИС. Стал ли этот инструмент востребован на рынке?
- Возможность использования ИИС появилась только в начале 2015 года, так что у нас есть всего лишь годовой опыт. Этим продуктом воспользовалось не так много людей, как нам того хотелось бы. На сегодняшний момент насчитывается около 150 тысяч владельцев ИИС, из них новых инвесторов – около трети. В основном в течение 2015 года ИИС открывали те, кто уже был на фондовом рынке, а это по большей части люди, целенаправленно интересующиеся операциями с финансовыми инструментами и тратящие на это много времени. Пока новых инвесторов немного – их треть из тех, кто открыл ИИС, а в численном выражении – около 55 тысяч человек, но другого варианта развития событий в первый год ожидать сложно.
К началу этого года на индивидуальных инвестиционных счетах скопилось 7 миллиардов рублей. Сумма не слишком крупная, однако существует консенсус-прогноз крупнейших розничных брокеров, что в течение трех лет эта сумма увеличится как минимум до 100 миллиардов рублей. Популярность ИИС будет расти, особенно после первого возврата средств инвестиционного вычета владельцам ИИС. Прямо сейчас граждане подают декларации, в которых просят вернуть из бюджета НДФЛ на вложенные в ИИС средства, а это 52 тысячи рублей с 400 тысяч рублей максимального взноса. Когда эта процедура закончится, все убедятся в эффективности инструмента.
- Стоит ли ожидать в 2016 году изменений в правилах использования ИИС? В последнее время идут разговоры по поводу увеличения суммы первоначального взноса.
- Действительно, есть высокая степень готовности минфина пойти нам навстречу и увеличить сумму первоначального взноса до одного миллиона рублей. Однако пока мы не можем быть в этом уверены. На наш взгляд, для продвижения ИИС необходимы и другие изменения. Это, например, страхование инвестиций на фондовом рынке, которое бы значительно добавило комфорта гражданам-инвесторам.
- Какие еще инструменты фондового рынка интересны сейчас широкому потребителю?
- Нынешний частный инвестор предпочитает акции и евробонды. Это вполне прагматичное решение. Мы считаем, что следующий инструмент, на который массовый инвестор обратит внимание, – российские корпоративные облигации. Уже сейчас ИИСы, если на них приобретать облигации федерального займа и корпоративные облигации, дают убедительные результаты по доходности. Эти результаты лучше, чем ставки по депозитам, и тем лучше, чем больше ставки по депозитам снижаются. В этом году будет реализована инициатива президента РФ по отмене налогообложения купонов по корпоративным облигациям. В результате они станут еще более привлекательными для инвестиций граждан.
- НАУФОР ведет активную работу совместно с Центробанком по регулированию фондового рынка. Недавно ассоциация направила в ЦБ РФ комментарии к основным направлениям по проекту на 2016-2018 годы. Там, в частности, отмечается о необходимости снижения регуляторной нагрузки на небольшие компании. О каких мерах и организациях идет речь?
- В основных направлениях развития финансового рынка, которые контролирует Центральный банк, звучит очень правильная мысль – пропорциональность регулирования различных финансовых институтов.
Мы считаем, что компании должны быть дифференцированы в зависимости от типов операций, их значимости и рисков. И регулятивная нагрузка для каждой из них должна быть разной. Организации, которые только выходят на фондовый рынок, должны подвергаться наименьшей нагрузке, да и вообще должно быть позволено существование небольших небанковских финансовых организаций. Концепция пропорционального регулирования разрабатывается нами вместе с Центральным банком. Сейчас нам ясно, что разными должны быть требования к капиталу. Возможно, что минимальная сумма должна быть меньше нынешней. Должен быть снижен и лимит сотрудников в небольших организациях. Стоит уменьшить надзорную нагрузку, для небольших компаний должны быть упрощены правила отчетности. Не секрет, что сегодня небольшие компании не могут осуществлять деятельность не только потому, что им приходится действовать в тяжелых рыночных условиях, но и потому, что на них лежит несоразмерная масштабу их деятельности регулятивная нагрузка.
- Алексей Викторович, как вы оцениваете действия Центробанка по унификации регулятивных приемов? Насколько успешны эти шаги? В частности, интересна оценка практики внедрения саморегулируемых организаций.
- Думаю, что Центробанк, да и мы только в начале пути. До известной границы действия по унификации регулирования правильны, однако в небанковском секторе больше, чем в банковском, нужна гибкость регулирования. Обеспечить ее можно только в сотрудничестве с СРО. Мы воспринимаем СРО как институт, способный предложить компаниям фондового рынка и индустрии коллективных инвестиций регулятивный режим для отношений, требующих высокую степень гибкости регулирования.
- Насколько сами участники рынка довольны инициативой обязательного вступления в СРО?
- Процесс вступления в СРО должен быть завершен осенью 2016 года, и думаю, что он приведет к определенной чистке рынка. Для некоторых компаний вступление в СРО, то есть подчинение еще одному регулятору и контролеру, может оказаться последним аргументом прекратить деятельность на рынке. Некоторые из них понимают, что не смогут пройти проверки СРО. В основном это будут компании, которые уже утратили интерес к ведению бизнеса на фондовом рынке, и недобросовестные игроки. Все остальные, а из них многие уже давно вступили в СРО, понимают преимущества участия в таких организациях.
Есть еще одна группа – около трети от общего числа – это не определившиеся участники рынка. Такие организации ведут себя прагматично, откладывая до последнего момент вступления, чтобы сократить издержки. Их можно понять.
- Не появится ли в стране в связи с новыми правилами большое количество дублирующих СРО?
- Это исключается требованиями закона, согласно которому одна саморегулируемая организация должна объединять не менее 26 процентов индустрии в каждой сфере. В связи с этим СРО может быть не больше трех в каждом сегменте. Но я не думаю, что их будет больше двух. Как показывает практика, так в основном и происходит, и вряд ли новые организации вообще появятся на рынке.
Мария Мехоношина
Европейско-Азиатские Новости