"Требования к собственным средствам - лишь входной билет на рынок". Интервью Председателя правления НАУФОР А.В. Тимофеева журналу "Финанс", №10/2006
14.03.2006
Алексей Тимофеев:
«Требования к собственным средствам —
лишь входной билет на рынок»
Интервью. Что такое
пруденциальный надзор на фондовом рынке
и что могли бы взять на себя СРО в этом процессе?
Об этом «Ф.» рассказал председатель правления
НАУФОР Алексей Тимофеев.
Беседовал АЛЕКСЕЙ МЕДВЕДЕВ
- В СМИ постоянно муссируется
тема надежности банков. А насколько актуальна
тема надежности брокеров?
- Эта тема актуальна. Сегодня, когда финансовые
посредники оперируют значительными капиталами,
в том числе средствами населения, берут
на себя значительные риски, вопрос обеспечения
их финансовой стабильности выходит на
первый план.
- ФСФР собирается в
следующем году ввести систему пруденциального
надзора. Что она должна собой представлять?
- Пруденциальный надзор — это система
нормативов, позволяющих оценивать и управлять
рисками, возникающими в результате деятельности
финансовой организации, а также система
мер, позволяющих обеспечить соблюдение
таких нормативов, а в случае их нарушения —
исправить ситуацию.
В России к деятельности
финансовых посредников сейчас применяются
лишь два норматива, которые можно отнести
к категории пруденциального надзора. Это
R1 (размер максимально допустимой задолженности
всех клиентов перед брокером) и R2 (размер
максимально допустимой задолженности
одного клиента перед брокером), которые
связаны с маржинальными операциями. Других
нормативов, которые были бы непосредственно
связаны с рисками операций, осуществляемых
конкретным брокером, просто нет. Существующие
требования к собственным средствам можно
воспринимать лишь как входной билет на
финансовый рынок. Но ничего общего с финансовой
стабильностью они, строго говоря, не имеют.
- И что же следует сделать?
- Прежде всего стоит обратиться к рекомендациям
различных международных организаций и
иностранному опыту. Такие нормативы есть
в Евросоюзе — существует директива,
которая посвящена адекватности капитала,
существуют рекомендации международной
организации регуляторов фондового рынка
IOSCO по вопросам надзора — именно о том,
что надзор должен носить пруденциальный
характер.
В соответствии с европейской
директивой существуют группы рисков. Это
риски позиций, риски расчетов, риски контрагентов,
валютный риск. Я назвал основные, причем
каждый из них имеет свои особенности расчета.
При оценке учитывается, с какими инструментами
имеет дело конкретная финансовая организация —
с акциями, облигациями или производными
инструментами. Риски контрагентов оцениваются
с учетом того, сколько времени прошло с
тех пор, как контрагенты должны были выполнить
свои обязательства, но не выполнили. Все
эти риски определенным образом взвешиваются
и сопоставляются с величиной капитала.
Это нормативная часть пруденциального
надзора.
Другая важная часть
пруденциального надзора — процедура
контроля за соблюдением нормативов. Зачастую
по формальным признакам финансовая организация
может казаться стабильной и состоятельной,
но на самом деле двигаться к несостоятельности,
поэтому требуются особые приемы надзора.
В качестве одного из приемов, которыми
пользуется, к примеру, ЦБ РФ, является институт
кураторства. Другим приемом пруденциального
надзора является введение временной администрации —
когда дела совсем уж нехороши, а интересы
рынка требуют не допустить системного
кризиса.
Сейчас концепция пруденциального
надзора на рынке ценных бумаг только формируется
ФСФР. Поэтому какие именно приемы будут
избраны, увидим чуть позже.
- НАУФОР готова взять
на себя часть контрольных функций ФСФР?
- Говорить, что ассоциация возьмет на себя
часть надзорных функций службы, было бы
неправильно. В силу самого своего предназначения
и ФСФР, и СРО должны принимать меры по обеспечению
финансовой стабильности на рынке. Понятно,
что при этом полномочия каждой из них, а
также порядок их взаимодействия должны
быть четко определены.
При принятии конкретных
решений по вопросам пруденциального надзора
очень важно принимать во внимание уровень
развития российского рынка. Это, в частности,
касается предмета ведения ФСФР и СРО. Я
полагаю, что сейчас установление некоторых
из нормативов пруденциального характера
и контроль за ними целесообразнее всего
было бы возложить на СРО. В любом случае
я уверен, что при введении таких нормативов
должен быть предусмотрен срок, в течение
которого все профучастники приведут свою
деятельность в соответствие с ними. Логично
также, чтобы требования повышались постепенно.
- И с чего собираетесь
начать?
- Первое — выстроить взаимодействие
между НАУФОР и ФСФР при осуществлении контроля
за деятельностью профучастников — членов
ассоциации. Этой весной мы планируем заключить
с ФСФР соответствующее соглашение. НАУФОР
уже начинает разработку комплексных стандартов
деятельности своих членов. Возможно, они
будут включать в себя некоторые элементы
пруденциального надзора. Где-то ближе к
концу года мы начнем разрабатывать систему
отчетности под эти стандарты.
- И что именно хотела
бы взять на себя ассоциация?
- Мы хотим, чтобы члены НАУФОР и их клиенты
могли доверять эффективности надзора,
осуществляемого ассоциацией. Поэтому мы
будем заботиться о совершенствовании своих
стандартов и эффективности контроля за
их соблюдением.
- В банковской сфере
заработала система страхования вкладов.
Имеет ли смысл вводить аналогичную модель
в брокерской сфере?
- Создание компенсационных фондов СРО является
возможным вариантом развития института
саморегулирования. И насколько я знаю,
проектом закона о СРО это прямо предусматривается.
- Каковы временные
рамки преобразований?
- Полагаю, порядка двух лет у нас уйдет на
формирование стандартов НАУФОР по всем
основным вопросам деятельности ее членов
и на выстраивание системы отчетности. Такие
же сроки, вероятно, понадобятся ФСФР для
выстраивания основ своей системы пруденциального
надзора. Наша задача в том, чтобы СРО заняли
адекватное место в общей системе надзора
на рынке ценных бумаг и тем самым способствовали
повышению его финансовой стабильности.