23.01.2015
Центробанк предлагает ввести в законодательство понятие «инвестиционный профиль» клиента
Центральный банк разрабатывает новую версию поправок в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», которыми вводится институт инвестиционных консультантов. Об этом говорится в официальном письме зампреда Центробанка Владимира Чистюхина на запрос депутата Госдумы Андрея Крутова. Как указывается в документе, такой деятельностью будет признаваться «возмездное оказание индивидуальных услуг клиенту в отношении финансовых инструментов и (или) сделок с ними путем предоставления инвестиционных рекомендаций». Принципиально новым в новой редакции поправок является понятие «инвестиционного профиля» клиента, которым будет определятся готовность клиента нести инвестиционные риски.
«Вводится обязанность инвестиционного консультанта ориентироваться при выдаче инвестиционных консультаций на инвестиционный профиль клиента», — сообщает в письме Чистюхин.
Институт инвестиционных консультантов анонсировали еще в 2009 году. Тогда Федеральная служба по финансовым рынкам (сейчас является структурным подразделением ЦБ) опубликовала первый вариант поправок, разработанных совместно с Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР). Один из вариантов этих поправок был даже внесен в Госдуму, но принят так и не был. Текущая версия также разработана вместе с НАУФОР, рассказал «Известиям» председатель правления этой ассоциации Алексей Тимофеев.— Законопроект уже готов, — сообщил он «Известиям». — Более того, недавно Центробанк опубликовал проект нормативного акта о требованиях к деятельности по доверительному управлению, в котором концепция «инвестиционного профиля» становится обязательной для компаний, осуществляющих доверительное управление. Мы ожидаем, что окончательно оно будет принято уже в I квартале. С введением регулирования деятельности инвестиционных консультантов концепция инвестиционного профиля будет распространена и на них.
Инвестиционный профиль будет состоять из двух частей: инвестиционные цели клиента (сколько клиент хочет заработать и в какой перспективе) и толерантность клиента к риску (может рассчитываться как максимальная сумма и процент потерь, которые клиент готов терпеть). Для выяснения профиля клиент при обращении к консультанту будет обязан заполнить специальную форму, где, кроме пожеланий по доходу, он будет обязан раскрывать уровень своего образования, опыт операций на финансовом рынке, текущие расходы, долговую нагрузку, семейное положение.
— Итоговый инвестиционный профиль будет результатом диалога клиента с консультантом, — объясняет Тимофеев. — Понятно, что если потенциальный инвестор скажет, что, мол, хочу 100% годовых при нулевом риске, ему ответят, что такого не бывает, и обсудят подходящую альтернативу. Важно и образование, и опыт: если приходит клиент, который не понимает, как функционирует финансовый рынок, консультант будет не вправе ему предложить высокорискованные активы и операции. Наблюдать за этим будут саморегулируемые организации (членство в которых предполагается обязательным), а также сам Центробанк.
За рубежом инвестконсультанты зачастую выполняют функции, напоминающие деятельность семейного врача: разъясняют несложные финансовые понятия, дают консультации — в какие бумаги вкладывать деньги, какой момент будет наиболее благоприятным для инвестиций и т.д. Инвестконсультант в США (investment adviser) чаще всего имеет лицензию, дающую ему право также и на управление портфелем ценных бумаг. В случае причинения убытков консультантом он обязан их компенсировать — добровольно или в судебном порядке. В России же нет судебных прецедентов по взысканию с консультантов ущерба из-за плохих советов, отмечает Тимофеев.
Впрочем, ряд клиентов отмечает избыточность регулирования этого сегмента рынка.
— Это совершенно бессмысленно, — говорит экс-замминистра финансов, профессор ВШЭ Алексей Саватюгин. — Несколько лет назад Минфин эту идею не пропустил: как можно регулировать получение советов? Эффект будет таким же, как от регулирования, скажем, кинорецензий в интернете: никакого. При этом создаются дополнительные административные барьеры, которых и без того достаточно. Кроме того, Центробанк ведет себя крайне непоследовательно: когда речь идет о реально функционирующих отраслях —например, коллекторском бизнесе, — он говорит, что регулирование не нужно и сильно обременительно для ЦБ. А тут на ровном месте придумывает новый вид деятельности, который надо отрегулировать.
http://izvestia.ru/news/582137