Интервью председателя правления НАУФОР А. Тимофеева - О том какие меры необходимо Российскому фондовому рынку для выхода на мировой уровень конкурентоспособности, 17 июня 2008 года, Российская бизнес-газета

17.06.2008

Превращение России в международный финансовый центр является одним из приоритетов российской экономики, сказал президент России Дмитрий Медведев на XII Петербургском международном экономическом форуме.

"Российская бизнес-газета" обратилась к председателю правления Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексею ТИМОФЕЕВУ с просьбой рассказать, какие выгоды принесет это нашей стране.

- Алексей Викторович, недавно НАУФОР представила исследование "Создание международного финансового центра", в котором обосновывается возможность создания такого центра в России. Считаете ли вы эту задачу приоритетной для нашего рынка и почему?

- Как составная часть глобальной, российская экономика должна обладать конкурентоспособностью и возможностями для финансирования своего развития. Создание развитой финансовой системы является одним из условий для того, чтобы создать такие возможности. Однако и этого в настоящее время недостаточно - конкуренция ведет к тому, что финансовые ресурсы концентрируются в нескольких центрах, которые и называются глобальными, международными, региональными и т. д. в зависимости от масштабов такой концентрации. Там, где это происходит, появляются наибольшие возможности для развития экономики, потому ли, что сама экономика страны и есть финансовая система (таковы, например, Гонконг, Сингапур), потому ли, что национальные компании получают большие возможности для финансирования своего развития (например, США).

Для России создание международного финансового центра - задача обеспечения максимальных возможностей финансирования развития своей экономики. Важно понять два обстоятельства - существующие резервы развития российской экономики подходят к концу, и ее рост в дальнейшем должен опираться на новые основания, кроме того, даже оставшиеся резервы - инвестиционные ресурсы национальных инвесторов - домохозяйств и государства не сопоставимы с инвестиционными ресурсами глобальных инвесторов, за которые и идет конкуренция. Если Россия не включится в конкуренцию за такие ресурсы, ее экономика будет проигрывать в конкуренции с другими.

Задача создания международного финансового центра - это еще и важная социальная задача: финансовая система страны должна удовлетворять спрос со стороны населения на инструменты использования его сбережений - помогать формированию и росту достатка среднего класса.

- Какие, по вашему мнению, приоритетные меры необходимо принять на законодательном уровне?

- Приоритетными являются несколько направлений: упрощение доступа российских компаний к ресурсам финансового рынка, многократный рост численности населения, инвестирующего на фондовом рынке напрямую, развитие инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, стимулирование иностранных инвестиций.

Отсюда ряд мер, которые являются важными для этих направлений: налоговые - обеспечение конкурентного с зарубежными рынками режима налогообложения, институциональные - развитие инфраструктуры, с тем чтобы она могла предложить участникам рынка конкурентные условия совершения сделок и хранения активов, создание индустрии независимых инвестиционных консультантов, создание особой системы счетов для использования сбережений граждан для пенсионного обеспечения, финансирования образования, создание компенсационного фонда, упрощение административных и корпоративных процедур эмиссии ценных бумаг, создание условий для финансового инжиниринга - выпуска структурированных продуктов, развитие возможностей для инвестиционной деятельности НПФ и управляющих ПИФов.

- Считаете ли вы, что необходимо консолидировать инфраструктуру?

Для целей обеспечения глобальной конкурентоспособности консолидация инфраструктуры желательна - за рубежом российский рынок должен выступать как единое целое. Я уверен, что по мере возникновения для этого условий консолидация произойдет. Чрезвычайно важно, чтобы существующие в настоящее время биржевые группы смогли в обозримом будущем предложить конкурентные с иностранными площадками условия торговли и расчетов, и в первую очередь частичное, а не полное, как сейчас, преддепонирование средств для торгов. Однако это задача создания так называемого "центрального контрагента" - организации, которая будет принимать на себя обязательства участников торгов и управлять возникающими в связи с этим рисками, это в свою очередь предполагает наращивание капитала такой организации. Требует это и ряда законодательных решений. Сейчас задачи создания "центрального контрагента" решаются группами ММВБ и РТС раздельно. Естественно, что это увеличивает общие издержки, которые несут участники рынка.

Не последнее место занимает система денежных расчетов - сейчас Банк России создает российскую систему валовых расчетов в режиме реального времени - БЭСП, однако, к сожалению, этот процесс идет медленно. Если мы хотим, чтобы иностранные инвесторы активно участвовали в операциях на российском рынке, а такие операции должны осуществляться за рубли, необходимо, чтобы Россия интегрировала свою систему платежей в международные платежные системы, ограничивающие риски при международной торговле валютой.

- Какова роль профессионального сообщества в реализации этих мер?

- НАУФОР представляет часть российского профессионального сообщества. Мы в течение двух лет готовили исследование "Российский фондовый рынок и создание международного финансового центра", чтобы представить его весной этого года на публичное обсуждение. Исследование показало разницу между текущим и желаемым результатом, а значит, то, насколько решительными должны быть действия по их достижению.

Мы участвовали в подготовке проекта доклада ФСФР "О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу", который я считаю очень важным с точки зрения достижения высокого уровня согласия профсообщества с государственным органом, ответственным за развитие российского фондового рынка, в основных аспектах развития фондового рынка. Сейчас, когда разработкой концепции международного финансового центра в России заняты сразу несколько правительственных ведомств и Центральный банк, доклад ФСФР является важным вкладом в такую работу.

- В докладе о развитии финансового рынка, который озвучила ФСФР России, был предложен целый пакет налоговых изменений, который встретил активное сопротивление со стороны минфина. Насколько, на ваш взгляд, важны эти поправки?

- Инициативы в сфере налогообложения всегда вопрос острых дискуссий. Естественно, уменьшение налоговой нагрузки, предложенное ФСФР, требует обоснования.

Давайте взглянем на ситуацию. Например на налог на доходы от реализации ценных бумаг. В настоящее время Россия предлагает худшие условия налогообложения операций на фондовом рынке, чем другие страны, даже несмотря на то, что ставки российских налогов часто ниже, чем за рубежом. В России ставка налога на прибыль для юридических лиц - 24 процента, а для физических - 13 процентов. Во-первых, если учитывать, что в России в целом худший, чем за рубежом порядок определения налогооблагаемый базы, эти ставки реально выше. Во многих странах ставки даже ниже, например в Бразилии ставка - 15 процентов. Во-вторых, в России нет принятых за рубежом механизмов уменьшения налогов, таких как ежегодные вычеты в определенной сумме. Так, во Франции применяется ставка 16 процентов с ежегодным исключением 5600 евро. В Великобритании граждане освобождены от налога в пределах определенной суммы, ставки там колеблются между 10 и 40 процентами. В-третьих, в России нет механизмов, позволяющих уменьшать налог при долгосрочном держании ценных бумаг, при этом долгосрочным является держание бумаг в течение 1 года, а не трех, как у нас обсуждается. В США после одного года держания ставка уменьшается до 15 или даже 5 процентов. В Германии, Индии после 1 года держания акций доход от их продажи освобождается от налога.

В ряде стран налога на доход от операций с ценными бумагами нет вовсе - это Гонконг, Сингапур, некоторые другие.

Наконец, в России нет механизмов, позволяющих гражданам инвестировать напрямую с освобождением от налога части суммы, направляемой на такое инвестирование. Похожий с точки зрения налогообложения механизм в России применяется только в индустрии НПФ, а за рубежом - не только.

В США существуют счета, на которые граждане или работодатели, а то и вместе могут помещать средства, которые граждане смогут получить по достижении пенсионного возраста - счета IRA, на эти счета могут помещаться до 5000 долларов в год, освобождаемых от налогообложения. Для граждан 50 лет и старше - до 6000 долларов в год. Эти средства инвестируются, и все доходы по ним до их изъятия со счета налогом не облагаются. Можно сделать выбор - поместить средства после налогообложения, и тогда налог не будет браться при изъятии средств. Аналогичные счета - счета 401(к) пополняются работодателем. На них можно помещать еще больше - до 15 000 долларов, а для лиц 50 лет и старше - 20 000 долларов в год. Существуют счета для целей финансирования образования, работают они аналогично.

Вот и выходит, что российский налоговый режим в целом хуже, чем в странах, которые решают аналогичные задачи. Я полагаю, что создать международный финансовый центр без обеспечения конкурентоспособного режима налогообложения невозможно.