15.02.2011
Москва. 15 февраля. ИНТЕРФАКС-АФИ - Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) в письме президенту России Дмитрию Медведеву о ходе реализации мер по созданию в России международного финансового центра (МФЦ) и приоритетах регулирования финансового рынка выразила обеспокоенность появлением новых рисков для развития российского финансового рынка в связи с поглощением биржей ММВБ фондовой биржи РТС.
В письме, опубликованном на сайте НАУФОР, в частности, говорится, что "риски связаны с образованием по существу монопольной биржи, с необходимостью оптимизации рынков и финансовых продуктов в рамках объединенной биржи и недостаточным к настоящему моменту уровнем влияния участников рынка на деятельность ММВБ".
По мнению НАУФОР, такая сделка будет полезной для развития российского финансового рынка только при соблюдении целого ряда условий. В противном случае консолидация бирж приведет к обратному эффекту - к снижению глобальной конкурентоспособности российской биржи.
НАУФОР называет риски, которых необходимо избежать при консолидации бирж: риск потери сложившихся рынков, риск потери динамики создания финансовых продуктов, риск повышения издержек операций на бирже.
"Кроме того, следует иметь в виду и то, что финансовые средства группы ММВБ, которые будут затрачены на выкуп долей у существующих акционеров группы РТС, лишают объединенную биржу имеющихся сегодня финансовых источников развития, декапитализируют ее важнейшие расчетно-клиринговые институты", - обращает внимание НАУФОР.
"Вместо решения актуальнейшей задачи инвестирования в повышение технологического уровня торгов, создания единого клирингового контрагента и централизованной системы учета по ценным бумагам в отечественной фондовой инфраструктуре средства направляются частным акционерам и выводятся из контура потенциальных инвестиционных ресурсов фондовой инфраструктуры", - говорится в письме.
Документ содержит предложения профессионального сообщества, которые будут способствовать формированию в России МФЦ, а также обращается внимание на проблемы, которые выявились в ходе реализации уже действующих программных документов (Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года и плана мероприятий по созданию МФЦ в РФ).
Содержащиеся в программных документах меры не были должным образом структурированы c точки зрения их важности и связанности по отношению друг к другу, считают в НАУФОР.
"В результате этого стимулирующие меры, которые наиболее актуальны в настоящее время, были отодвинуты на второй план и не принимались, а принятие ряда мер, ужесточающих регулирование, напротив, было осуществлено", - говорится в письме.
Так, наиболее важными мерами, которые могли бы способствовать развитию российского финансового рынка, считают профучастники, являются меры налогового стимулирования. "Российский налоговый режим по-прежнему не стимулирует долгосрочные инвестиции национальных инвесторов даже в той степени, в какой активность внутренних инвесторов стимулируется на развитых финансовых рынках, не являющихся оффшорными", - констатируется в письме.
В тоже время в ходе реализации программных документов многие из предусмотренных мер приобрели или приобретают иной смысл, утрачивая наиболее важные элементы.
Например, решению вопроса о создании централизованной учетной системы, предусмотренной программными документами, и решению конкретных проблем, таких как финализация расчетов по ценным бумагам в центральном депозитарии, мешает бессодержательная дискуссия о единственности центрального депозитария, обеспокоена НАУФОР.
Вместе с тем из законопроекта о защите интересов розничных инвесторов были исключены положения о создании института инвестиционных советников, предусмотренные программными документами. Законопроект о совершенствовании процедуры эмиссии ценных бумаг утратил положения о передаче ряда административных функций в саморегулируемые организации.
Вместо приведения требований к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг к международным стандартам было осуществлено их многократное повышение, что полностью противоречит международным стандартам, продолжает НАУФОР.
По мнению ассоциации, реализации программных документов препятствует отсутствие особой процедуры, которая могла бы обеспечить воплощение их положений в разумные сроки. Выполнение программных документов осуществляется в соответствии с порядком, обычным для правительственных ведомств, что с процедурной точки зрения уравнивает задачу создания МФЦ с другими, менее актуальными задачами правительства.
Подготовленные НАУФОР предложения, подчеркивается в письме, фокусируются на мерах, приоритетных с точки зрения национальной индустрии, отражая заинтересованность профессионального сообщества в создании конкурентоспособного национального финансового рынка.
"Финансовый рынок является глобальным, и российский правопорядок участвует в острой конкуренции с правопорядками других юрисдикций. Ни инвесторов, ни индустрию нельзя принудить, а можно только стимулировать к работе в рамках национального правопорядка, создавая для этого условия не худшие, а желательно лучшие по сравнению с иными юрисдикциями", - поясняет НАУФОР.
Отечественное регулирование финансового рынка, чтобы стать привлекательным для всех групп участников финансового рынка, нуждается в серьезном пересмотре. Простые и удобные для всех типов инвесторов и посредников правила входа на рынок и совершения операций с финансовыми инструментами должны сочетаться с современным законодательством и эффективным правоприменением по защите законных прав инвесторов, отмечают авторы письма.
"Сама же регулятивная система должна строиться на комбинированном подходе, на регулировании "на основе правил" и "на основе принципов", которое становится неотъемлемым элементом современного регулирования финансового рынка. Такое регулирование в российском правопорядке может опираться на государственного регулятора в части регулирования "на основе правил" и на саморегулируемые организации в части регулирования "на основе принципов", - говорится в письме.
По мнению НАУФОР, не менее важно и смещение контроля из административной сферы в судебную, а именно - с опорой на специализированный арбитражный суд или, по крайней мере, на особый состав судей, способных рассматривать самые сложные споры по всем делам, связанным с финансовым рынком.
Служба финансово-экономической информации
www.interfax.ru