03.12.2025
С проектом ведомства будут синхронизироваться кампании крупных инвестдомов
Минфин запустил маркетинговую кампанию для продвижения фондового рынка среди граждан, рассказал заместитель министра финансов России Иван Чебесков в ходе пленарной сессии инвестиционного форума ВТБ «Россия зовет!» 3 декабря. Ее ведомство договорилось синхронизировать с кампаниями профучастников, добавил он. «Это будет синхронизированная кампания: государственная маркетинговая кампания и многие брокеры и банки под нее делают свои», – объяснил замминистра.
Кампании государства и профучастников будут продвигать фондовый рынок как продукт, куда граждане могут вкладываться, объяснил Чебесков. «Это пойдет по соцсетям, от этого будет эффект, естественно. Мы на это рассчитываем, по крайней мере. И если мы ошибаемся, то уж точно брокеры и банки не стали бы вкладываться просто так в рекламную кампанию», – добавил он.
Ведомство ожидает, что по мере реализации кампании приток инвесторов будет уже в начале года.
Президент Владимир Путин в феврале 2024 г. поставил задачу увеличить капитализацию российского фондового рынка до 66% по отношению к ВВП к 2030 г. Сейчас его капитализация немного снизилась и составляет около 23% ВВП, говорил он 2 декабря на пленарной сессии «Россия зовет!».
Привлечение инвесторов
НАУФОР активно участвовала в разработке этой программы, в том числе в определении ее смыслов и адресата, рассказал «Ведомостям» президент ассоциации Алексей Тимофеев. Усилия индустрии дополнят маркетинговую кампанию правительства и тем самым удвоят ее эффект, считает он.
Кампания обсуждалась с крупными брокерами, в том числе «Альфа-инвестициями», рассказал «Ведомостям» начальник управления развития брокерских продуктов Альфа-банка Иван Власенко. Совместная кампания обсуждалась и разрабатывалась также со Сбербанком, ВТБ, БКС, «Альфа-капиталом» и «ВИМ инвестициями», рассказали «Ведомостям» их представители.
Брокер Сбербанка поддерживает проект и активно участвует в его обсуждении, говорит руководитель брокерского бизнеса Аиша Кубезова. БКС планирует задействовать для продвижения кампании собственные медиаканалы и аудиторию, отмечает вице-президент по маркетингу, бренду и клиентскому опыту «БКС мир инвестиций» Василий Большаков. «ВТБ мои инвестиции» заинтересованы и также уже поддерживают кампанию по популяризации фондового рынка, добавляет руководитель департамента брокерского обслуживания ВТБ Андрей Яцков.
Именно консолидированные усилия государства и всех участников индустрии помогут совершить качественный рывок в развитии российского фондового рынка, сделав инвестиционную культуру неотъемлемой частью жизни граждан, привлечь внимание к инструментам для управления благополучием и участия в росте национальной экономики, говорит генеральный директор УК «Альфа-капитал» Ирина Кривошеева. Ключевая ценность этой инициативы – в объединении усилий всего рынка при координации со стороны Минфина, солидарен Большаков: такой формат вызывает больше доверия населения, позволяет достичь масштаба и эффекта синергии, недоступного для каждого участника в отдельности.
Фокусным продуктом было принято решение сделать индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) третьего типа, добавил Власенко.
«ВИМ инвестиции» по итогам реализации данной кампании ожидают популяризацию идеи инвестиций среди населения как выгодной и эффективной альтернативы традиционным банковским инструментам, таким как вклады, отметил исполнительный директор компании Владимир Кириллов. БКС прогнозирует ряд практических результатов: рост финансовой грамотности, более осознанный приток новых инвесторов и укрепление культуры долгосрочных сбережений через инструменты фондового рынка, перечислил Большаков. Брокер Альфа-банка ожидает притока клиентов и денег на фондовый рынок, добавил Власенко.
Инициатива активизирует уже действующих клиентов и поможет привлечь новых инвесторов, что в перспективе приведет к росту взносов и вовлеченности розничных участников фондового рынка, считает Яцков из ВТБ.
Чтобы выполнить поручение президента и увеличить капитализацию фондового рынка, которая сейчас практически в 3 раза отстает от плана, нужна мобилизация всех сил и ресурсов, в том числе и профессиональных участников рынка ценных бумаг, говорит заместитель генерального директора по брокерскому бизнесу «Финама» Дмитрий Леснов. «Цифра брокер» также планирует присоединиться к инициативе, рассказал его представитель.
Сжатая пружина рынка
На пленарной сессии «Россия зовет!» 3 декабря Чебесков сравнил российский фондовый рынок со сжатой пружиной, которая «готова в любой момент просто выпрыгнуть вверх, достичь каких-то небывалых высот», или спортсменом, который «готовится, тренируется, тренируется, и ему только вот дай команду «старт» – и он рванет вперед, вырвется и всех победит». Для этого нужны «правильные» триггеры, отметил замминистра.
Председатель правления Московской биржи Виктор Жидков напомнил, что для развития финансового рынка нужно сформировать доверие: важно, чтобы покупка любого актива на организованных торгах не оспаривалась никогда и эту проблему нужно решить раз и навсегда. Тогда у людей не будет этого риска, который они сегодня закладывают в цены, указал Жидков. С подобным столкнулись частные инвесторы – держатели акций СМЗ, которые купили бумаги на Мосбирже, писали ранее «Ведомости».
А чтобы инвестиции со стороны частных инвесторов стали долгосрочными, важны в том числе раскрытие информации и доверие с точки зрения прогнозов и выполнения результатов, о которых эмитент заявлял, указал в ходе сессии член правления ВТБ Виталий Сергейчук.
Несмотря на то что почти 40 млн физлиц имеют брокерские счета, подавляющее большинство из них являются пустыми либо на них минимальное количество денежных средств, поэтому основная задача сейчас – сокращать долю таких незафондированных счетов, считает Леснов. И нужно участие как профессионального сообщества, так и в целом государства в лице различных его институтов, добавил он.
Пока всего 5 млн человек владеют активами от 10 000 руб. на своем брокерском счете и это число практически не меняется уже несколько лет, сетует Кубезова. «Мы должны широко рассказывать о тех преимуществах, которые дает фондовый рынок, объяснять, что каждый может стать совладельцем, а значит, частью жизни компаний, и для этого не нужны большие вложения. Важно говорить с людьми на простом и понятном языке, помогать разобраться, развивать обучение», – говорит она.
Большинству россиян проще всего сделать первый шаг в инвестициях через доступные и прозрачные решения – например, через ИИС, добавил Яцков. Задача профучастников – сопровождать этот путь, обеспечивая качественную аналитику, обучающие материалы и продукты как для начинающих, так и для опытных инвесторов, считает он.
Мария Викулова
Читать на сайте Ведомости
